Мы живём в век информационных технологий.
Сегодня почти у каждого ребёнка есть доступ у устройству — персональному
компьютеру, смартфону или планшету — с возможностью выхода в Интернет.
Интернет,
в свою очередь, может быть как другом, помощником в жизни и в учёбе, так и
врагом: в онлайн-пространстве хранится немало информации, которая может
навредить ребёнку, его развитию, психическому здоровью, подвергнуть его
опасности, в том числе физической.
Как защитить детей
от нежелательного контента, кибербуллинга и прочих неприятностей, с которыми
они могут столкнуться в Интернете, можно узнать в данном разделе.
В ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" информационная безопасность определяется
как "состояние защищённости детей, при котором отсутсвует риск, связанный
с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому,
духовному, нравственному развитию".
В
соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся нашей Школы
все обучающиеся имеют право на "...защиту от информации, пропаганды и
агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию…".
Для реализации этого права все компьютеры с доступом в Интернет в ОУ были
подключены к системе безопасности,
обеспечивающей фильтрацию онлайн-контента (провайдер: "РТКомм").
Установленная
система фильтрации контента запрещает доступ к веб-страницам с эротическим
содержанием, ограничивает доступ к сайтам, посвященных алкоголю, курению,
наркотикам, терроризму, экстремизму, а также к ресурсам, предлагающим
нелегальную помощь школьникам и студентам в решении контрольных и
экзаменационных задач. Новая система использует эвристический и контентный анализ
интернет-трафика, обновление данных происходит динамично и в режиме реального
времени.
Обеспечение информационной безопасности детей
Под
информационной безопасностью детей понимают защиту ребенка от
дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий
информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации,
оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития,
сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также
формирования позитивного мировосприятия.
Процесс
социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее
дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно
информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее
— сеть "Интернет"), которые становятся важнейшими институтами
социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере
замещая традиционно сложившиеся формы.
К
информации, запрещённой для распространения среди детей, при обороте которой
должны применяться административные и организационные меры, технические и
программно-аппаратные средства защиты детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий,
представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда
своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить
наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные
изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,
изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься
проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая
допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять
насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая
неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического
характера.
За
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к
используемой в образовательном процессе информационной продукции установлен
государственный надзор, представляющий собой деятельность по оценке
вышеуказанных действий образовательной организации по обеспечению
информационной безопасности несовершеннолетних.
Соответствующий
вид надзора входит, в частности, в компетенцию Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).
Доступ
к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных
сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей,
предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких
местах, другим лицам при условии применения административных и организационных
мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.