Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка Приняты на заседании педагогического совета Протокол № 8 от 31.05.2021 г. Утверждаю Директор ____________Тумаева О.В. Приказ № 54 от 31.05.2021 г. Тумаева Олеся Викторовна Тумаева Олеся Викторовна C=RU, O=МБОУ ООШ с. Волочаевка, CN=Тумаева Олеся Викторовна, E=puzyriova63@mail.ru я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Волочаевка 2021.08.21 09:48:23+09'00' ИЗМЕНЕНИЯ В ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С. Волочаевка, 2021 1 2.3. Рабочая программа воспитания Содержание 2.3.1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. 2.3.2. Цель и задачи воспитания 2.3.3. Виды, формы и содержание деятельности. 2.3.3.1. Модуль «Классное руководство» 2.3.3.2. Модуль «Школьный урок» 2.3.3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 2.3.3.4. Модуль «Работа с родителями» 2.3.3.5. Модуль «Самоуправление» 2.3.3.6. Модуль «Профориентация» 2.3.3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» 2.3.3.8. Модуль «Детские общественные объединения» 2.3.3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической сферы» 2.3.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы 2 2.3.1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. МБОУ ООШ с.Волочаевка расположено на территории сельского поселения «Андронниковское» Нерчинского района Забайкальского края. Образовательное учреждение было открыто в феврале 1992 года, до этого времени на селе существовала начальная школа. Рост контингента учащихся, трудности с организацией подвоза привели к необходимости открытия 9-летней школы. В настоящее время – это не просто образовательное учреждение, но явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь поселения. Школа является центром жизни села, единственным очагом развития и воспитания детей. Особенности социального окружения: На территории с/п «Андронниковское», помимо школы, расположены сельская администрация, сельская библиотека, сельский клуб, медпункт. Источники положительного влияния на детей: Школа находится примерно в 50 километрах от районного центра – Нерчинска, расположено в сельской местности. Мобильная связь в селе присутствует, но низкого качества – отсутствует возможность интернетсоединения. Дети села не развращены теми факторами, которые есть, например, у городских детей: кафе, бары, зависимость от телефонов и интернета, алкоголь и другие. В школе есть пришкольный участок, где ежегодно летом учащиеся совместно с работниками школы выращивают овощи для собственного питания зимой. Вообще большинство детей с детства приучены к сельскохозяйственному труду, так как практически каждая семья имеет личное подсобное хозяйство. Источники негативного влияния на детей: Негативное влияние на образовательную ситуацию в школе оказывают различные факторы: социально-экономические проблемы родителей (низкий уровень жизни, пьянство, безработица, жилищные проблемы, бытовая неустроенность). Социальный паспорт школы фиксирует особенности семей 3 образовательной организации: большинство родителей не имеют высшего образования, характеризуются низким достатком. Профессиональный статус семей достаточно низкий. Нежелание родителей заниматься воспитанием детей в полной мере приводит к слабой мотивации детей к обучению. Значимые партнёры школы: МБОУ ООШ с.Волочаевка находится в постоянном контакте с социальными организациями села: сельская администрация, библиотека, клуб, медпункт. В течение всего года организуются и проводятся различные мероприятия. Также школа находится в социальном партнёрстве со школами с.Савватеево, Пешково и школой №1 г.Нерчинска. Особенности контингента учащихся: Школу с.Волочаевка посещают дети из трёх сёл: Волочаевка, Андронниково, Котельниково. В 2021-2022 учебном году в школе обучается 37 учащихся. Сведения об учащихся: Количество детей-сирот – 4. Количество опекаемых детей – 4. Количество детей-инвалидов – 1. Количество детей, находящихся на индивидуальном обучении на дому – нет. Количество детей, обучающихся по АООП для детей с ОВЗ (умственная отсталость) – 2. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном контроле – 6. Количество детей, состоящих на учёте в ПДН РОВД г.Нерчинска – нет. Сведения о семьях: Общее количество семей – 27 Количество малообеспеченных семей – 10 Количество многодетных семей – 6. 4 Количество семей, находящихся в социально опасном положении – 2. 5 2.3.2. Цель и задачи воспитания Современный национальный высоконравственный, принимающий судьбу творческий, Отечества воспитательный компетентный как свою идеал гражданин личную, – это России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые 6 приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; 7 не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире 8 человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать профориентационную работу со школьниками; 8) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 9) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 9 10) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 10 2.3.3. Виды, формы и содержание деятельности. Практическая реализация цели и задач воспитания МБОУ ООШ с.Волочаевка воспитательной осуществляется работы в школы. рамках Каждое следующих из них направлений представлено в соответствующем модуле. Инвариантные модули 2.3.3.1. Модуль «Классное руководство» Блоки Виды деятельности Формы работы, мероприятия Работа с - инициирование и поддержка участия классным класса в общешкольных ключевых делах, общеклассные коллективом оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; - лидерские и сборы; - тематические - организация интересных и полезных классные часы, для личностного развития ребенка праздники; совместных дел с учащимися вверенного ему класса; - проведение классных часов; - игры, экскурсии, походы - сплочение коллектива класса; - выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе Индивидуальная - изучение особенностей личностного работа с учащимися развития учащихся класса; - беседы, наблюдение, анкетирование, 11 - поддержка ребенка в решении важных тестирование; для него жизненных проблем; - индивидуальная работа со школьниками класса по выстраиванию индивидуальной траектории развития; - коррекция поведения ребенка - консультации; - создание портфолио и рейтинга учащихся; - тренинги личностного роста Работа с - регулярные консультации классного - тренинги, учителями, руководителя с учителями- беседы; преподающими в предметниками; классе - привлечение учителей к участию во внутриклассных делах; - привлечение учителей к участию в родительских собраниях - минипедсоветы; - тематические проекты; - родительские собрания Работа с - регулярное информирование родителей - тематические родителями о школьных успехах и проблемах их родительские учащихся или их детей, о жизни класса в целом; собрания, законными проекты, представителями - помощь родителям (законным представителям) школьников в консультации; регулировании отношений между ними, - тренинги, администрацией школы и учителямипредметниками; беседы; - мини12 - привлечение членов семей школьников педсоветы; к организации и проведению дел класса - детсковзрослые конкурсы, праздники, соревнования 13 2.3.3.2. Модуль «Школьный урок» Целевые приоритеты Методы и приемы, формы работы Установление доверительных Поощрение, поддержка, похвала, отношений между учителем и его просьба, поручение учениками Побуждение школьников соблюдать Часы общения школьников со на уроке общепринятые нормы старшими и сверстниками, поведения соблюдение учебной дисциплины, обсуждение норм и правил поведения Привлечение внимания школьников к Обсуждение, высказывание мнения и ценностному аспекту изучаемых на его обоснование, анализ явлений уроках явлений Использование воспитательных Демонстрация примеров возможностей содержания учебного ответственного, гражданского предмета поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных Интеллектуальные игры, круглые форм работы учащихся столы, дискуссии, групповая работа, работа в парах Организация шефства мотивированных и Организация социально-значимого эрудированных учащихся над их сотрудничества и взаимной помощи неуспевающими одноклассниками Инициирование и поддержка Реализация обучающимися индивидуальных исследовательской деятельности и групповых исследовательских проектов школьников 14 2.3.3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предстоит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; ярко поддержку в детских объединениях школьников с выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, 15 экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: «Развивалочка», «Занимательная химия», «Весёлый французский», «Основы финансовой грамотности», «Кулинария» и др. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие: «Чудесная мастерская», «Книга – лучший друг», «Театр и мы», танцевальный курс «Азарт» и др. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда: «Наш интересный Забайкальский край», «Я познаю мир» и др. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: «ОФП», «Шахматы», «Настольный теннис», «Азбука здоровья» и др. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: «Клуб юных знатоков», «Что? Где? Когда?» и др. 16 2.3.3.4. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся МБОУ ООШ с. Волочаевка осуществляется для повышения педагогической компетенции родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком, готовым трудиться в современном обществе на благо своей страны. Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач: 1. повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе; 2. вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность; 3. совершенствование форм взаимодействия школа – семья; 4. помощь родителям и детям с ОВЗ. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: - общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; - родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; - общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; 17 - социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов. На уровне класса: - родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; - классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса; - социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; - индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 18 2.3.3.5. Модуль «Самоуправление» Основная цель модуля «Ученическое самоуправление» в МБОУ ООШ с.Волочаевка заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки. Структура ученического самоуправления школы имеет несколько уровней. Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом ученическом классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся возможность раскрыть свои личностные качества, получить опыт реализации различных социальных ролей в процессе разработки плана классных дел, подготовки и организации разнообразных событий класса. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность Совета обучающихся, объединяющего активистов классов и обеспечивающего организационные, информационные и представительские функции на уровне школы и внешкольном уровне. Деятельность Совета обучающихся осуществляется через реализацию следующих функций: - выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в работе Совета школы; - участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных дел, акций, соревнований; - координация деятельности членов Совета обучающихся; - организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий, распределение поручений по их проведению; 19 - организация и контроль дежурства по школе; - изучение нормативно-правовой документации по деятельности Совета обучающихся; - представление интересов обучающихся на заседаниях Совета школы и педагогического Совета школы; - участие в рассмотрении вопросов о внесении изменений в Устав школы; - изучение мнения обучающихся по актуальным вопросам школьной жизни; - участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся, занесении на доску Почета. через работу постоянно действующего школьного актива учащихся, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников, флешмобов и т.д.). На уровне классов: через деятельность выборных членов класса по инициативе и предложениям обучающихся класса , представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его деятельность с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность Советов классов, отвечающих за различные направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих функций: - Планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акций; - Организация дежурства по классу и школе; - Выпуск и работа классного уголка; - Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время; 20 - Представление кандидатур обучающихся для награждения; - Отчетность о работе Советов классов на сборе обучающихся и Совете обучающихся школы. На индивидуальном уровне через: Участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел; Участие в работе органов самоуправления класса и школы; Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, посадке деревьев и саженцев, разбивке цветников; Участие в работе Советов дел по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.; Анализ индивидуального участия обучающихся во внеурочной деятельности, общешкольных и классных делах осуществляется через листы достижений. 21 2.3.3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов, обучающихся и родителей МБОУ ООШ с. Волочаевка по направлению «профориентационная деятельность» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной профориентациооной подготовить деятельности обучающегося к педагога, ребёнка и родителя осознанному выбору своей – будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающихся школы к выбору, педагоги актуализируют его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном профессиональную, но и мире, охватывающий не только внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется в МБОУ ООШ с. Волочаевка через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего; «Профессия, здравствуй» -; диагностика интересов и мотивации детей к игровой деятельности; беседа «Все профессии важны, все профессии нужны»; профориентационные минутки на уроках; экскурсии на предприятия города Нерчинск («Почта России», пожарная часть, газета «Нерчинская звезда») ; конкурсы творческих работ «Мой папа - водитель», «Моя мама - учитель», и т. д.; участие в работе всероссийских и региональных профориентационных проектов (проеКТОриЯ, Билет в будущее), созданных в сети интернет, просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, 22 участие в мастер-классах, посещение открытых уроков; индивидуальные консультации классного руководителя для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. 23 Вариативные модули 2.3.3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность. Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего села – важнейший приоритет воспитательной системы школы. Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных, разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы «Школа – социокультурный центр села». Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях. На внешкольном уровне: социальные проекты – акция по очистке реки Урульги «Чистый берег», акция по очистке местечка «Кислый ключ», акция «Поможем пожилому человеку», акция по очистке памятников в селе «Помни корни свои». Акция «Бессмертный полк» праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «Проводы русской зимы», «День села», «Новый год», «Ночь накануне Рождества», «Раз в крещенский вечерок», которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. 24 спортивные состязания: Нерчинская спартакиада по ОФП, Лыжня России (Нерчинская параллель), кустовые соревнования по ОФП, районные соревнования по настольному теннису. Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, ключевые дела адаптированы применительно к нашей сельской школе и направлены на воспитание жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной, умеющей и желающей строить свою жизнь на селе, трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой Родине, с чувством ответственности за нее. Задача непростая и решать ее можно только всем миром, сельским социумом. За этим наша особая миссия школы – социокультурного центра села, ориентированная на достижение цели на основе совместных усилий семьи, школы, социума в целом. На школьном уровне: Наши праздники, так называемые праздничные дни, - это торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов школьных долгосрочных социально-значимых проектов. В целом эта система Ключевых дел направлена на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела: «День знаний», «День учителя», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок» и другие, в которых участвуют все классы школы; Акция «Посади дерево», акция-проект «Окна Победы», акция-проект «Новогоднее окно». Ежегодный субботник по очистке пришкольной территории. 25 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, за значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, корреспондентов, декораторов, ответственных за музыкальных костюмы и редакторов, оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими 26 детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 27 2.3.3.8. Модуль «Детские общественные объединения» Детско-юношеское сообщество» является общественное массовым и объединение «Школьное добровольным объединением обучающихся МБОУ ООШ с.Волочаевка. Его правовой основой является Федеральный Закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении «Школьное сообщество» осуществляется через: - поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на соблюдении принципов добровольности, системности, поддержки инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества и принципа «естественного роста»; - организацию общественно полезных дел и социально значимых практик, дающих возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, школе, обществу в целом. Деятельность объединения реализуется в следующих направлениях деятельности: Волонтерство: развитие волонтерского движения в школе (оказание помощи пожилым людям, экологические акции внутри села); формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Нравственно-правовое направление: изучение ПДД, овладение практическими навыками безопасного поведения на улицах и дорогах; 28 участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и мероприятиях, проводимых в рамках детского творчества; проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде безопасности дорожного движения; оказание помощи ОО в воспитании у учащихся чувства личной ответственности за сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров; противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди детей и подростков; пропаганда традиций и истории пожарной охраны и добровольного общества пожарных; содействие ОО в работе по предупреждению детской безнадзорности и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; участие в смотрах наглядного материала, фестивалях, конкурсах и соревнованиях; углубленное изучение законов, нормативных актов, знакомство с оперативно-техническими средствами ОВД, Спортивно-оздоровительное направление: участие в организации спортивных событий и соревнований; представление школы на соревнованиях различного уровня. 29 2.3.3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребёнка предметно-эстетическая среда МБОУ ООШ с. Волочаевка, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает настроение, атмосферу психологического предупреждает стрессовые комфорта, ситуации, поднимает способствует позитивному восприятию ребёнком школы. Воспитывающее влияние на ребёнка осуществляется через следующие формы работы с предметно-эстетической средой школы. 1. Оформление интерьера школьных помещений (коридора, классов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия: - День знаний; - День учителя; - День матери; - Новый год; - День Победы; - Последний звонок; -лагерь дневного пребывания; - мотивационные плакаты; - уголок безопасности; - уголок здоровья. 2. Размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в МБОУ ООШ с. Волочаевка (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах и т.п.): - конкурс рисунков; - выставка фоторабот; 30 - стендовая презентация; - подготовка к ГИА. 3. Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей: - акция «Посади дерево»; - акция «Посади цветок – укрась планету»; - акция «Школьный огород». 4. Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми: - классные уголки; - уголок по пожарной безопасности; -уголок по правилам дорожного движения; - уголок здоровья; - уголок творческих работ (начальное звено). 5. Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, торжественных линеек, выставок, собраний, конференций и т. п.): - создание фотозоны к традиционным школьным праздникам; - оформление коридора школы, входной двери: плакаты, стенгазеты, коллажи и т.п.; - проект «Окно Победы»; - проект «Новогоднее окно». 6. Акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты и т.п.) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах: 31 - стенд «Спортивная жизнь школы»; - стенд «Гордость нашей школы». Размещение в коридоре школы всей необходимой информации для обучающихся, родителей, гостей школы: стенды «Расписание уроков», «Внеурочная деятельность», «Коллектив школы», «Успехи школы», «Важная информация» и другое. Предметно-эстетическая среда в нашей школе: - играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником культурного развития; - формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива; - отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и детей; - создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения. 32 2.3.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ (организованной осуществляется рабочей ежегодно группы педагогов) силами с самой привлечением школы (при необходимости и по самостоятельному решению администрации МБОУ ООШ с.Волочаевка) внешних экспертов. Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической (уважительное отношение как направленности к самоанализа воспитанникам, так и к педагогическим работникам); принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение неколичественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками); принцип развивающего характера самоанализа (использование результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности); принцип разделенной ответственности за результаты личностного развитияобучающихся (понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся). 33 Основные направления самоанализа воспитательной деятельности: № Направлен Критерии Способ Ответственн Оценочный п/ получения ые ие п 1 информации Результаты Динамика Педагогическ воспитания личностног ое о развития наблюдение , рий Классные Методика руководител Н.П. и, Капустина социализац обучающи (в ии МО – наличие директора и хся саморазвит каждого ия класса инструмента протокол заместитель проблем) обучающих ся 2 Состояние Наличие Беседы с Заместитель Анкеты совместной интересной обучающимис директора (опросы) деятельнос , я учащихся ти событийно родителями, и их Классные руководител и, Активные итогам ся родители взрослых и ими личностно работниками, развивающ лидерами и родителей по обучающих насыщенно педагогическ и й для проведения воспитательн ых ей класса и совместно школы, (в й протокол МО мероприятий деятельнос или ти педсовещания обучающи , педсовета – хся и результаты 34 взрослых качества воспитания по выбранным показателям) Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям: № п/п Показатели Метод мониторинга Ответственный Качество совместной Анализ динамики Классный деятельности отзывов родителей руководитель классных (устных и письменных) модуля 3.1. руководителей и их классов 3.2. Качество реализации Анализ динамики Заместитель личностно результатов поведения и директора, развивающего активности учащихся на учителя- потенциала уроках, ВШК предметники Качество Анализ динамики Заместитель организуемой в результатов внеурочной директора, школе внеурочной деятельности (по педагог - деятельности возможности творческие организатор школьных уроков 3.3. отчеты) 3.4. Качество Анализ динамики охвата Классный взаимодействия детей/родителей и руководитель школы и семей результативности обучающихся проведенных совместных 35 мероприятий 3.5. Качество Динамика показателей Заместитель воспитательной отчета классного директора, работы классных руководителя по классные руководителей установленной форме руководители Качество Анализ динамики Классный существующего в продуктивной руководитель школе детского активности самоуправления обучающихся в жизнедеятельности класса (школы) 3.6. Качество Анализ динамики охвата Заместитель профориентационной учащихся и директора, работы результативности педагог- проведенных организатор, мероприятий классные руководители 3.7. 3.8. Качество Анализ динамики Заместитель проводимых результатов директора, общешкольных анкетирования педагог - ключевых дел участников организатор Качество работы Анализ динамики Классные школьных результатов руководители, объединений проведенной работы ответственные учителя 3.9. Качество работы Отчет о наличии Классный школьных СМИ содержательной руководитель, информации о ответственный трансляции учитель 36 воспитательной практики 3.10. Качество Информация о наличии Заместитель организации и выполнении паспорта директора, предметно- развития кабинета; классные эстетической среды Информация о наличии руководители школы функциональных зон активного и тихого отдыха в свободном пространстве школы Результаты мониторинга воспитательной деятельности за учебный год обобщаются и представляются на педагогическом совете школы для планирования работы в следующем учебном году. 37 3.4. Календарный план воспитательной работы Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы Количество часов Ответственные в неделю Познавательная деятельность Развивалочка 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Художественное творчество Чудесная мастерская 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Книга – лучший друг 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Танцевальный кружок «Азарт» 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Туристско-краеведческая деятельность Я познаю мир 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Спортивно-оздоровительная деятельность Азбука здоровья 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Игровая деятельность Клуб юных знатоков 1-4 классы 1 Учителя, классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения - общешкольный родительский комитет; - тематические семейные клубы, родительские гостиные, 1-4 классы В течение года Классные руководители, приглашённые 38 родительские дни; специалисты - общешкольные и внутриклассовые родительские собрания Участие родителей в школьных 1-4 классы В течение года мероприятиях, педагогических Классные руководители советах Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Выборы в Совет класса (актив), 1-4 классы Сентябрь Совет обучающихся школы - Организация дежурства Классные руководители по 1-4 классы В течение года классу и школе; Классные руководители - Выпуск и работа классного уголка; - Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время; Представление кандидатур 1-4 классы Каждую четверть обучающихся для награждения; Отчет об активностях класса, сбор руководители 1-4 классы Каждую четверть портфолио Участие в событиях детского Классные Классные руководители 1-4 классы В течение года объединения «Школьное Классные руководители сообщество» Подведение итогов работы 1-4 классы Май классов за год Классные руководители Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Профориентационные минутки на 1-4 классы В течение года Учителя уроках 39 Циклы профориентационных 1-4 классы В течение года часов общения, направленных на Классные руководители подготовку школьника к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего; Участие в недели профориентации 1-4 классы Декабрь Классные руководители Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентировочное Ответственные время проведения На внешкольном уровне Акция по очистке реки Урульги 1-4 классы Сентябрь, май «Чистый берег», Акция по очистке Классные руководители местечка «Кислый ключ» Акция «Поможем пожилому 1-4 классы человеку», Акция по очистке памятников в Конец сентября - Классные начало октября руководители Май Классные 1-4 классы селе «Помни корни свои». Нерчинская спартакиада по ОФП, Лыжня России руководители 1-4 классы В течение года (Нерчинская параллель), руководители, кустовые учитель соревнования по ОФП, районные соревнования по Классные физкультуры настольному теннису. На школьном уровне Общешкольные праздники и мероприятия День знаний 1-4 классы Сентябрь Классные руководители, педагогорганизатор 40 Общешкольный кросс 1-4 классы Сентябрь Классные руководители, учитель физкультуры День учителя 1-4 классы Октябрь Классные руководители, педагогорганизатор День пожилого человека 1-4 классы Октябрь Классные руководители, педагогорганизатор День матери 1-4 классы Ноябрь Классные руководители, педагогорганизатор Новогодняя ёлка 1-4 классы Декабрь Классные руководители, педагогорганизатор День защитника Отечества 1-4 классы Февраль Классные руководители, педагогорганизатор Международный женский день 1-4 классы Март Классные руководители, педагогорганизатор День космонавтики 1-4 классы Апрель Классные руководители, педагогорганизатор День победы 1-4 классы Май Классные руководители, 41 педагогорганизатор Последний звонок 1-4 классы Май Педагогорганизатор Акции: Акция «Посади дерево» 1-4 классы Май Классные руководители Акция-проект «Окно Победы» 1-4 классы Май Классные руководители На уровне классов Общешкольные ключевые дела Единый урок безопасности 1-4 классы 1 сентября Классные руководители Единый классный час «День 1-4 классы 3 сентября солидарности в борьбе с Классные руководители терроризмом» Всероссийский урок безопасности 1-4 классы Октябрь в сети Интернет Классные руководители Единый классный час «День 1-4 классы 4 ноября народного единства» Классные руководители Единый классный час «День 1-4 классы 12 декабря Конституции РФ» Классные руководители Единый классный час, 1-4 классы 27 января посвящённый блокаде Ленинграда Единый классный час «День Классные руководители 1-4 классы 12 апреля космонавтики» Классные руководители Единые уроки, посвящённые Дню 1-4 классы 7-8 мая Победы Классные руководители Итоговый анализ ключевых дел 1-4 классы Каждую четверть Классные руководители На индивидуальном уровне: Вовлечение каждого ребенка в 1-4 классы Постоянно ключевые дела школы Индивидуальная помощь Классные руководители 1-4 классы Постоянно Классные 42 руководители Наблюдение за поведением 1-4 классы Постоянно ребёнка Классные руководители Коррекция поведения ребёнка 1-4 классы Постоянно Классные руководители Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Участие в работе детского 1-4 классы В течение года общественного объединения Классные руководители «Школьное сообщество» Организация предметно-эстетической сферы Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Оформление классов к 1 сентября 1-4 классы Август Классные руководители Оформление классного уголка 1-4 классы Сентябрь Классные руководители Выставка поделок «Дары осени» 1-4 классы Сентябрь Классные руководители Выставка рисунков «Мой 1-4 классы Октябрь учитель» Выставка фотографий «Мой руководители 1-4 классы Ноябрь домашний питомец» Выставка рисунков «Моя мама» Классные Классные руководители 1-4 классы Ноябрь Классные руководители Оформление классов к Новому 1-4 классы Декабрь году, акция «Новогоднее окно» Оформление новогодней ёлки в руководители 1-4 классы Декабрь коридоре Выставка рисунков «Новогоднее Классные руководители 1-4 классы Декабрь Забайкалье» Оформление классов к 23 февраля Классные Классные руководители 1-4 классы Февраль Классные руководители 43 Выставка рисунков «День 1-4 классы Февраль защитника Отечества» Оформление классов к 8 Марта Классные руководители 1-4 классы Март Классные руководители Выставка рисунков «Портрет 1-4 классы Март мамы» Выставка рисунков ко дню руководители 1-4 классы Апрель космонавтики Оформление кабинетов ко дню посвящённых Великой победе Классные руководители 1-4 классы Май Победы, акция «Окна Победы» Конкурс-выставка рисунков, Классные Классные руководители 1-4 классы Май Классные руководители 44