С 1 января 2020 года на территории
России вводится профессиональный стандарт педагогов. Он коснется всех типов
образовательных учреждений.
Что такое профессиональный стандарт педагога?
Профессиональный стандарт
педагога – основополагающий
документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций
учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с
присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при
приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных
инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно
владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые
действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным
областям.
Квалификация работника – это
уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности,
включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и
объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен
знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для
того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания
профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий
педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным
психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг
которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым
сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации
штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения
зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить
ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся
принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в
соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
·
Независимого
измерителя уровня квалификации педагогических работников;
·
Средства
реализации стратегии развития образовательной среды;
·
Инструмента
роста качества российского образования;
·
Фундаментальной
основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и
педагогами;
·
Механизма рекрутирования
педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов
квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции
учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения
поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных
педагогическим кадрам. В профстандарте уделяется пристальное внимание работе
учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке
одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание
ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
Общепользовательская.
Общепедагогическая.
Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми
учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты
обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких
результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему
требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества
образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
Общие сведения.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Характеристика обобщенных трудовых функций.
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
обучение;
воспитательную работу;
развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые
педагогу для осуществления развивающей деятельности);
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в
начальной школе;
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования
(воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы
учителя в основной и средней школе;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя
русского языка;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя
математики.
Направлениями работы по информационному сопровождению введения
профессиональных стандартов:
Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о
содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их
введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические
семинары, пед.советы)