Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка Принято Рассмотрено на заседании на заседании совета родителей Педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Рассмотрено на заседании Совета обучающихся Директор МБОУ ООШ с. Волочаевка Протокол № 1 от 30.08.2021 г. _________Тумаева О.В. Тумаева Олеся Викторовна Утверждаю: Приказ № 101 от 01.09.2021 г. Тумаева Олеся Викторовна C=RU, O=МБОУ ООШ с. Волочаевка, CN=Тумаева Олеся Викторовна, E=puzyriova63@mail.ru я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Волочаевка 2021.09.09 23:22:17+09'00' ПОЛОЖЕНИЕ О ЯЗЫКАХ ОБУЧЕНИЯ Локальный акт № 109 1 Положение о языках обучения 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о языках обучения (далее - Положение) регулирует использование государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности, права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, а также изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе с. Волочаевка (далее –Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии с: Конституцией РФ; Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»; Законом Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральным законом от 25.07. 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Уставом Школы. 1.2. В Школе гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых школой. 1.3. Документооборот в Школе осуществляется на русском языке государственном языке Российской Федерации. 2 1.4. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. 1.5. Документы об образовании оформляются на русском языке. 1.6. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования. Результаты выбора фиксируются в заявлениях родителей (законных представителей). 1.7. В целях недопущения нарушений права граждан в части определения языка образования и языка изучения Школа обеспечивает своевременное информирование родителей (законных представителей) обучающихся с целью свободного, добровольного выбора ими изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации. 2. Язык образования 2.1. Образовательная деятельность в Школе осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.2. Преподавание и изучение русского языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обучение и воспитание в школе ведется на русском языке. 2.3. Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается во всех с 1 по 9 классах в соответствии с Законом Российской Федерации № 1807-1 от 25.10.1991 г. «О языках народов Российской Федерации» и с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 2.4. На изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации отводится количество часов, соответствующее учебному плану Школы. 3 2.5. Не допускается сокращение количества часов на изучение русского языка. 2.6. К использованию в образовательной деятельности допускаются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования. 2.7. Обучающимся, слабо владеющим русским языком, Школа в пределах возможности, оказывает помощь: создает группы для изучения русского языка, организует индивидуальные внеурочные занятия, консультации по обучению русскому языку и т.д. Порядок организации помощи в изучении государственного языка Российской Федерации обучающимся, слабо владеющим русским языком, определяется Школой самостоятельно. 3. Изучение родного языка 3.1. Учащиеся школы имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых Школой. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих групп, а также условий. 3.2. Изучение родного языка в школе регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. 3.3. Родной язык изучается в объеме часов, предусмотренных на изучение предметных областей «Родной язык и литературное чтение», «Родной язык и родная литература» учебных планов начального общего и основного общего образования. 3.3. Количество часов, отводимых в Школе на преподавание учебных предметов «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке» и «Родная (русская) литература», устанавливается самостоятельно учебным планом Школы на основании решения Педагогического совета. 3.4. Рабочие программы учебных предметов при реализации обязательных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования образования) 4 разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются школой самостоятельно в рамках основных образовательных программ. 3.5. Содержание программ отдельных учебных предметов общего образования определяется требованиями к предметным результатам, изложенным в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования. 3.6. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Школы. 3.7. Порядок выбора родного языка. 3.7.1. Для определения языка изучения при поступлении обучающегося в школу родители информируются о праве выбора языка изучения. 3.7.2. Родители (законные представители) обучающихся пишут заявление о выборе родного языка изучения. 3.7.3. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения хранятся в личных делах обучающихся. 4. Изучение иностранных языков 4.1 Обучение иностранному языку в Школе на уровнях начального общего, основного общего образования проводится в рамках имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. 4.2 Изучение иностранного языка направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе: • формирование иноязычной коммуникативной компетенции – освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном языке; • формирование социокультурной/межкультурной компетенции – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; 5 • развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; • развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка; • формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения в современном мире; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры; лучшему осознанию своей собственной культуры; • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; • осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. 4.3 Обучение иностранным языкам на всех уровнях осуществляется с учетом фактора преемственности обучения. образования 4.4. В соответствии с реализуемой образовательной программой Школы и учебным планом, обучающиеся изучают иностранные языки со 2 класса. 4.5. Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровнях основного общего образования (с 8-го класса). 4.6 Изучение второго иностранного языка в соответствии с учебным планом возможно через реализацию основных образовательных программ. 4.7 Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации общеобразовательных программ, определяется Школой 6 самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей Школы. 4.8. В Школе не гарантируется обучение на иностранных языках. 4.9. Проведение мероприятий, в том числе культурологической направленности, на иностранном языке осуществляется в соответствии с планом работы Школы. 4.10. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации – русскому языку. 5. Заключительные положения. 5.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность Школы. 5.2. Положение принимается на неопределенный срок. 5.3. Настоящее Положение подлежит замене в случае изменения законодательства об образовании, других нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере образования. После принятия новой редакции настоящее Положение утрачивает силу. 7