ФОС. Химия

СОДЕРЖАНИЕ.
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения промежуточной
аттестации по химии в 8 классе………………………………….
2. План – график проведения контрольно – оценочных
мероприятий по химии в 8 классе …………………………….
3. Паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету
«Химия» в 8 классе ……………………………………………..
4. Контрольно – измерительные материалы по учебному предмету
«Химия» в 8 классе ………………………………………………..
5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения промежуточной
аттестации по химии в 9 классе……………………………………
6. План – график проведения контрольно – оценочных
мероприятий по химии в 9 классе …………………………….
7. Паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету
«Химия» в 9 классе ……………………………………………..
8. Контрольно – измерительные материалы по учебному предмету
«Химия» в 9 классе ………………………………………………..
9. Нормы оценки предметных результатов по учебному предмету
«Химия» ……………………………………………………………

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения промежуточной аттестации
по химии в 8 классе.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения промежуточной аттестации по химии в 8 классе является одним из
документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных
материалов (далее – КИМ).
Кодификатор состоит из двух разделов:
-Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации»
-Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
общеобразовательные программы основного общего образования по химии»
В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе
стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»:
данное содержание подлежит изучению, но не включено в раздел стандарта «Требования
к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля. Также в
кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижение
которых не может быть проверено в рамках промежуточной аттестации.
Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной
аттестации».

Код
содержательного
блока
1

Код
контролируемого
элемента
1.1

1.2
1.2.1

1.2.2

1.3
1.4
1.5
1.6

2
2.1

Элементы содержания, проверяемых на
промежуточной аттестации

Вещество
Строение атома. Строение электронных оболочек
атомов первых 20 элементов Периодической
системы Д.И. Менделева
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева
Группы и периоды ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Физический
смысл
порядкового
номера
химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений в связи с положением в ПСХЭ Д.И.
Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная, металлическая
Валентность химических элементов. Степень
окисления.
Чистые вещества и смеси
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые
и
сложные
вещества.
Основные
классы
неорганических
веществ.
Номенклатура
неогранических соединений.
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки
протекания химических реакций

2.2

Классификация химических реакций по
различным признакам: числу и составу исходных
и полученных веществ.
Элементарные основы неорганической химии.

3

Химические свойства простых веществ –
неметаллов: водорода, кислорода
3.2
Химические свойства сложных веществ
3.2.1
Химические свойства оксидов
3.2.2
Химические свойства оснований
3.2.3
Химические свойства кислот
3.2.4
Химические свойства солей (средних)
3.3
Взаимосвязь различных классов неорганических
веществ
Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
3.1

4

4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

5

Правила безопасной работы в школьной
лаборатории. Разделение смесей и очистка
веществ. Приготовление растворов.
Получение кислорода и водорода. Качественные
реакции на водород и кислород.
Проведение расчетов на основе формул и
уравнений реакций.
Вычисление массовой доли химического
элемента в веществе
Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе
Вычисление количества вещества, массы или
объёма вещества по количеству вещества, массе
или объёму одного из реагентов или продуктов
реакции
Химия и жизнь

5.1

Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни

5.2

Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия

Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
общеобразовательные программы основного общего образования по химии»
Код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся, достижение
требований которого проверяется в ходе промежуточной аттестации

1

Знать/ понимать:

1.1

Химическую символику: знаки химических элементов, формулы
химических

1.2

1.3

2
2.1
2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

веществ, уравнения химических реакций
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, молярная масса,
молярный объём, растворы, основные типы реакций в неорганической
химии
Смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория;
законы сохранения массы веществ, постоянства состав вещества;
Периодический закон Д.И. Менделеева
Уметь:

Называть: химические элементы, соединения изученных классов
неорганических веществ
Объяснять: физический смысл порядкового номера химического
элемента,
номера группы и периода в ПСХЭ Д.И. Менделеева, к которым элемент
принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также
свойства образуемых ими высших оксидов;
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения
их
атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неорганических веществ; химические свойства основных классов
неорганических веществ
Определять/ классифицировать состав веществ по их формулам;
валентность и степень окисления элемента в соединениях; вид
химической
связи в соединениях; принадлежность веществ к определ.нному классу
соединений; типы химических реакций
Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И.
Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов;
уравнения химических реакций
Вычислять массовую долю химического элемента в веществе; массовую
долю раствор.нного вещества в растворе; количество вещества, массу
или
объ.м вещества по количеству вещества, массе или объ.му одного из
реагентов или продуктов реакции
Использовать приобрет.нные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с
веществами и материалами в повседневной и жизни и грамотного
оказания
первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения
отдельных
фактов и природных явлений; критической оценки информации о
веществах, используемых в быту

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

НАЗВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Входящая аттестация в форме
контрольной работы

Контрольная работа №1 по теме:
«Первоначальные химические
понятия».
Контрольная работа № 2 по темам
«Кислород», «Водород», «Вода.
Растворы».
Контрольная работа №3 по теме:
«Основные классы неорганических
соединений»
Итоговая промежуточная аттестация в
форме контрольной работы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Урок
№7
Урок
№ 21

Урок
№ 37

Урок
№ 54
Урок
№ 69

ГРАФИК ПОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
№
п/п

Название лабораторной работы

сентябрь

1.

Практическая работа № 1.
Правила техники безопасности
при работе в химическом
кабинете.
Ознакомление
с
лабораторным оборудованием.

Урок
№3

2.

Практическая работа № 2.
Очистка
загрязненной
поваренной соли.

3.

Практическая работа № 3.
Получение
и
свойства
кислорода.

4.

Практическая работа № 4.
«Получение
водорода
и
исследование его свойств».

5.

6.

Практическая работа №5.
Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества.
Практическая работа №6.
Решение
экспериментальных
задач по теме «Основные классы
неорганических соединений»

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Урок
№5
Урок
№ 24
Урок
№ 29
Урок
№ 35
Урок
№ 52

апрель

май

Паспорт

фонда оценочных средств
по учебному предмету «ХИМИЯ»

8 класс

№
п/п

Контролируемые разделы
(темы) предмета*

Наименование
оценочного средства

1.

Входящая аттестация

Контрольная работа. Н.С.Павлова.
Контрольные и проверочные работы
к учебнику «Химия». 8 класс. М.
Дрофа

2.

Первоначальные химические
понятия.

Контрольная работа № 1:
«Первоначальные химические
понятия». Н.С.Павлова.
Контрольные и проверочные работы
к учебнику «Химия». 8 класс. М.
Дрофа

3.

Кислород. Водород. Вода.
Растворы.

Контрольная работа № 2:
«Кислород», «Водород», «Вода.
Растворы». Н.С.Павлова.
Контрольные и проверочные работы
к учебнику «Химия» 8 класс. М.
Дрофа

Основные классы
неорганических соединений.

Контрольная работа № 3:
«Основные классы
неорганических соединений».
Н.С.Павлова. Контрольные и
проверочные работы к учебнику
«Химия» 8 класс. М. Дрофа

4.

5.

Итоговая промежуточная
аттестация

6.

Практическая работа № 1
«Правила ТБ при работе в

Итоговая контрольная работа №
4.: Н.С.Павлова. Контрольные и
проверочные работы к учебнику
«Химия» 8 класс. М. Дрофа
Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для
общеобразоват.

химическом кабинете.
Ознакомление с
лабораторным
оборудованием»

организаций/Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман. Стр. 12

7.

Практическая работа № 2
«Очистка загрязнённой
поваренной соли»

Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для
общеобразоват.
организаций/Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман. Стр. 19

8.

Практическая работа № 3
«Получение и свойства
кислорода»

Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для
общеобразоват.
организаций/Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман. Стр. 84

9.

Практическая работа № 4
«Получение водорода и
исследование его свойств»

Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для
общеобразоват.
организаций/Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман. Стр. 102

10.

Практическая работа № 5
«Приготовление раствора с
определённой массовой долей
растворённого вещества
(соли)»

Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для
общеобразоват.
организаций/Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман. Стр. 118

11.

Практическая работа № 6
«Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие
классы неорганических
соединений»»

Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для
общеобразоват.
организаций/Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман. Стр. 165

Всего 11 оценочных средств

8 класс.
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические
понятия»
1. Речь идет о простом веществе кислород:
А) кислород входит в состав оксидов;
Б) в молекуле оксида фосфора(V) содержится пять атомов кислорода;
В) кислород поддерживает горение;
Г) в земной коре содержится 49% кислорода.
2. К химическим явлениям относятся:
А) приготовление пищи
Б) падение предмета с высоты
В) горение бумаги
Г) таяние льда
3. Какие из признаков характерны для химических реакций?
А) изменение цвета
Б) растворение вещества в воде
В) образование осадка
Г) электропроводность
4. К чистым веществам относятся
А) соль, растворенная в воде
Б) золото
В) минерал
кварц
Г) сера
5. Наименьшую относительную атомную массу имеет:
А) калий
Б) водород
В) азот
Г) магний
6. Выберите формулу оксида:
А) NO2;
Б) HNO3;
В) H2S;
Г) K2SO4.
7. Водород собирают способом вытеснения:
А) воздуха, держа сосуд вверх дном;
Б) воздуха, держа сосуд горизонтально;
В) воды, держа сосуд вниз дном;
Г) воздуха, держа сосуд вниз дном.
8. Воздух – это:
А) газ;
Б) смесь газов;
В) азот и кислород;
Г) смесь газов, водяного пара и пыли.
9.Наличие кислорода в сосуде можно доказать с помощью:
А) цвета газа
Б) растворимости в воде
В) по плотности
Г) тлеющей лучинки
10. Формула оксида азота(II):
А) N2O;
Б) NO2;
В) N2O5;
Г) NO.

11. Какая валентность азота в соединении К3 N
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
12. Какова массовая доля азота в оксиде азота (IV)
А) 34
Б) 44
В) 54
Г) 14
13. У какого химического элемента относительная атомная масса
большая
А) кальция
Б) серы
В) фтора
Г) кислорода
14. Какова молярная масса HNО3, равна (г\моль)
А) 112
Б) 98
В) 63
Г) 100
15. Что такое валентность:
А) валентность элемента – это способность его атома присоединять
молекулы другого вещества
Б) валентность элемента – это способность его атома присоединять
определенное число атомов другого элемента
В) валентность элемента – это способность его атома присоединять
атомы других элементов
Г) валентность элемента – это способность его атомов отдавать свои атомы
другим элементам
16. Закон сохранения массы веществ открыл:
А) Д.И. Менделеев
Б) М.В. Ломоносов
В) Дж. Дальтон
Г) А. Авогадро
17. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Молоко является смесью веществ.
Б. Водопроводная вода является чистым веществом.
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о способах разделения
смесей?
А. Железные опилки из смеси
можно выделить магнитом.
Б. Очистить воду от угольной пыли можно выпариванием.
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны

Ответы: 8 класс К.р. №1
1 2 3
4
В А А;В Б;Г

5 6 7 8 9 10
Б А А Б Г Г

11 12 13
В А А

14
В

15 16 17 18
Б Б 4 3

8 класс. Контрольная работа 2 по теме «Кислород. Горение. Водород.
Растворы. Вода»
1. Речь идет о простом веществе кислород:
А) кислород входит в состав оксидов;
Б) в молекуле оксида фосфора(V) содержится пять атомов кислорода;
В) кислород поддерживает горение;
Г) в земной коре содержится 49% кислорода.
2. Выберите формулу оксида:
А) NO2;
Б) HNO3;

В) H2S;

Г) K2SO4.

3. Является реакцией горения:
А) СuО + Н2 = Сu + Н2О;
Б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
В) Zn + S = ZnS;
Г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5.
4. Кислород собирают способом вытеснения:
А) воздуха, держа сосуд вверх дном;
Б) воздуха, держа сосуд горизонтально;
В) воды, держа сосуд вниз дном;
Г) воздуха, держа сосуд вниз дном.
5. Коэффициентами уравнения
... Аl + ... O2 = ... Al2O3 являются:
А) 1, 2, 3;
Б) 4, 2, 3;
В) 4, 3, 2;
Г) 3, 4, 1.
6. Воздух – это:
А) газ;
Б) смесь газов;
В) азот и кислород;
Г) смесь газов, водяного пара и пыли.
7. Массовая доля кислорода в оксиде серы(IV) SO2 равна:
А) 0,6;
Б) 0,5;
В) 0,4;
Г) 0,7.
8. Формула оксида азота(II):
А) N2O;
Б) NO2;

В) N2O5;

9. При полном сгорании спирта С2Н5ОН образуются:

Г) NO.

А) СО2 и Н2;

Б) С и Н2О;

В) СО2 и Н2О;

Г) СО и Н2.

10. Аллотропной модификацией кислорода является:
А) азот;
Б) озон;
В) сера;
Г) водород.
11. Экзотермическая реакция:
А) СаСО3 = СаО + СО2;
Б) СО2 + 394 кДж = С + О2;
В) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 803 кДж;
Г) 2Н2О = 2Н2 + О2.
12 Речь идет о простом веществе водород:
А) входит в состав живых организмов;
Б) водород восстанавливает металлы из их оксидов;
В) в молекуле гидрида кальция содержится два атома водорода;
Г) основной элемент Вселенной.
13. Самый легкий газ:
А) NO;
Б) Н2;

В) СО2;

Г) О2.

14. В лаборатории водород получают при взаимодействии соляной
кислоты с:
А) Pt;

Б) Cu;

В) Au;

Г) Zn.

15. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд
держат:
А) вверх дном;
В) горизонтально;

Б) вниз дном;
Г) не имеет значения.

16. Относится к реакции восстановления:
А) FeО + Н2 = Fe + Н2О;
Б) Zn + Cl2 = ZnCl2;
В) Zn + S = ZnS;
Г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5.
17. Выберите формулу гидрида калия:
А) KOH;
Б) КNO3;
В) КH;
Г) К2SO4

Ответы: 8 класс К.р. №2
1 2 3
В А Г

4
В

5 6 7 8 9 10
В Б Б Г В Б

11 12 13
В Г Б

14
Г

15 16 17
А А В

8 класс. Контрольная работа 3 по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений»
1. Формулы только кислот приведены в ряду
1) НСl, NaCl, HNO3
2) H2SO3, H2SO4, H2S
3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca 3(PO4)2
4) Na2O, NaNO3, HNO3
2. Формулы только щелочей приведены в ряду
1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2
2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2
3) KOH, NaOH, LiOH
4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH
3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это
1) Fe2O3
2) К2О
3) SO3
4) BaO
4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям
1) соединения 2) обмена 3) разложения 4) замещения
5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится
к реакциям
1) соединения
2) разложения
3) замещения
4) обмена
6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится
1) бесцветным
2) малиновым
3) красным
4) желтым
7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований
и щелочей,— это
1) взаимодействие с кислотными оксидами
2) взаимодействие с кислотами
3) взаимодействие с солями
4) разложение
8. Установите соответствие между химической формулой вещества и
классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
А. кислоты
Б. щелочи
В. оксиды
Г. нерастворимые основания

1) MgO
2) Н3РО4
3) Аl(ОН)3
4) NaOH
1

2

3

4

9. Установите соответствие между исходными веществами и
продуктами химических реакций.
1) HgO + HNO3
2) Al + H2SO4
3) Na2O + CO2 + H2О
4) K2O + H3PO4
1

2

A. Al2(SO4)3 + Н2
Б. K3РО4 + Н2О
B. Hg(NO3)2+ Н2О
Г. Na2CO3 + Н2О
3

4

10. Формулы только солей приведены в ряду
1) K2СО3, Н2СО3, KOH
2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3
3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2
4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS
11. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду
1) НСl, HNO3, H2S
2) H2SO3, H2S, HNO2
3) Н3РО4, Н2СО3, H2S
4) H2S, HF, HCl
12. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это
1) Р2О5
2) СuО
3) SO2
4) СО2
13. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла
относится к реакциям
1) соединения
2) обмена
3) разложения
4) замещения
14. Химическая реакция, уравнение которой
K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,
относится к реакциям
1) разложения
2) соединения
3) обмена
4) замещения
15. В каком ряду все основания, формулы которых приведены,
разлагаются при нагревании?
1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2
2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2
3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH
4) KOH, LiOH, Al(OH)3
16. Установите соответствие между химической формулой вещества и
его названием.

А. нитрат меди(П)
Б. карбонат калия
В. хлорид железа(III)
Г. нитрит меди(II)
Д. сульфат алюминия

1) FeCl3
2) Cu(NO3)2
3) Al2(SO4)3
4) K2СО3

1

2

3

4

Ответы: 8 класс К.р. №3
1
2

2
3

3
3

4
1

5
4

6
2

7
2

8
1В
2А
3Г
4Б

9
10
1В 2
2А
3Г
4Б

11
4

12
2

13
3

14
3

15
2

16
1В
2А
3Д
4Б

8 класс. Контрольная работа 4
по темам: «Периодический закон. Химическая связь»
1.Порядковый номер элемента в Периодической системе определяется:
А. Зарядом ядра атома.
Б. Числом электронов в наружном слое атома.
В. Числом электронных слоев в атоме.
Г. Числом нейтронов в атоме.
2. Пара элементов, имеющих сходное строение внешнего
энергетического уровня:
А. В и Si.

Б. S и Se.

В. К и Са.

Г. Сr и Fe.

3. S-Элементом является:
А. Барий.

Б. Америций.

В. Галлий.

Г. Ванадий.

4.Амфотерным гидроксидом является вещество, формула которого:
А. Ве(ОН)2.

Б. Мg(ОН)2.

В. Н2SiO3.

Г. Ва(ОН)2.

5.Ряд элементов, расположенных в порядке усиления металлических
свойств:
А. Sr — Rb — K.

Б. Ве — Li — K.

В. Na — K — Ca.

Г. Al — Mg — Be.

6.Элемент Э с электронной формулой 1s22s22p63s23p3 образует высший
оксид, соответствующий формуле:
А. Э2О.

Б. Э2О3.

В. ЭО2.

Г. Э2О5.

7.Установите соответствие.
Элемент:
I. Бериллий. II. Натрий.

III. Хлор.

IV. Азот.

Электронная формула:
А. 1s22s2.

Б. 1s22s22p3.

В. 1s22s22p63s1.

Г. 1s22s22p63s23p5.

8.Номер периода в Периодической системе определяется:

А. Зарядом ядра атома. Б. Числом электронов в наружном слое атома.
В. Числом электронных слоев в атоме. Г. Числом электронов в атоме.

9. Номер группы (для элементов главных подгрупп) в Периодической
системе определяет:
А. Число протонов в атоме.
атома.

Б. Число электронов в наружном слое

В. Число электронных слоев в атоме. Г. Число нейтронов в атоме.
10. Общее число электронов в атоме элемента определяют, используя
Периодическую систему, по номеру:
А. Группы.

Б. Периода.

В. Ряда.

Г. Порядковому номеру

11. f-Элементом является:
А. Германий.

Б. Калий.

В. Селен.

Г. Уран.

12. У какого атома наибольший радиус
А. элемента № 12
Б. элемента №20
В. элемента № 38
Г. элемента №56
13.Какой из указанных металлов является более активным, чем
железо?
А. натрий
Б. золото
В. серебро
Г. медь
14.Типичному неметаллу соответствует схема распределения
электронов по электронным слоям:
А. 2,1
Б. 2,8,2
В. 2,8,7
Г. 2,8,1
15.Заряд ядра атома брома
А. +55
Б. +36

В. + 35

Г. + 30

16 Пара элементов, между которыми образуется ионная химическая
связь:
а) углерод и сера
в) калий и кислород

б) водород и азот
г) кремний и водород

17. Атомную кристаллическую решётку имеет:

а) сода б) вода в) алмаз г) парафин

Ответы: 8 класс К.р. №4
1 2 3
А Б А

4
А

5 6 7
8 9 10 11 12
Б Г 1-А В Б Г Г Г
2-В
3-Г
4-Б

13
А

14
В

15
В

16 17
В В

КОДИФИКАТОР
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения промежуточной аттестации по

ХИМИИ В 9 КЛАССЕ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения промежуточной аттестации по химии в 9 классе
является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольноизмерительных материалов (далее - КИМ).
Кодификатор состоит из двух разделов:
- Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной
аттестации».
- Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
общеобразовательные программы основного общего образования по химии».
В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе
стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включено в раздел
стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является
объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требования к уровню
подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках
промежуточной аттестации.

Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на
промежуточной аттестации».
Код
содержательного
блока

Код
контролируемого
элемента

Элементы содержания, проверяемые на
промежуточной аттестации

Вещество

1

1.1

Строение атома. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 элементов
Периодической системы Д.И.Менделеева.

1.2

Периодический закон и Периодическая
система
химических
элементов
Д.И.Менделеева

1.2.1

Группы и периоды Периодической
системы. Физический смысл порядкового
номера химического элемента.

1.2.2

Закономерности
изменения
свойств
элементов и их соединений в связи с
положением в Периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева

1.3

Строение веществ. Химическая связь:
ковалентная (полярная и неполярная),
ионная, металлическая.

1.4

Валентность химических элементов.
Степень окисления химических элементов

1.5

Чистые вещества и смеси

1.6

Атомы и молекулы. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Основные
классы
неорганических
веществ.
Номенклатура
неорганических
соединений.
Химическая реакция

2.1

Химическая реакция. Условия и признаки
протекания
химических
реакций.
Химические
уравнения.
Сохранение
массы веществ при химических реакциях.

2.2

Классификация химических реакций по
различным признакам: числу и составу
исходных и полученных веществ,
изменению
степеней
окисления
химических элементов, поглощению и
выделению энергии

2.3

Электролиты и неэлектролиты

2.4

Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей
(средних).

2.5

Реакции ионного обмена и условия их
осуществления

2

2.6

Окислительно-восстановительные
реакции. Окислитель и восстановитель.

Элементарные основы неорганической химии.
Представление об органических веществах
3.1

3

Химические свойства простых веществ

3.1.1

Химические свойства простых веществметаллов:
щелочных
и
щелочноземельных металлов, алюминия, железа

3.1.2

Химические свойства простых веществнеметаллов:
водорода,
кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния

3.2

Химические свойства сложных веществ

3.2.1

Химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных

3.2.2

Химические свойства оснований

3.2.3

Химические свойства кислот

3.2.4

Химические свойства солей (средних)

3.3

Взаимосвязь
различных
неорганических веществ

3.4

Первоначальные
сведения
органических веществах

классов
об

3.4.1

Углеводороды
непредельные:
ацетилен

предельные
и
метан, этан, этилен,

3.4.2

Кислородсодержащие вещества: спирты
(метанол, этанол, глицерин), карбоновые
кислоты (уксусная и стеариновая)

3.4.3

Биологически важные вещества: белки,
жиры, углеводы

Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии

4.1

Правила безопасной работы в школьной
лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и
очистка
веществ.
Приготовление
растворов.

4.2

Определение характера среды раствора
кислот
и
щелочей
с
помощью
индикаторов. Качественные реакции на
ионы в растворе (хлорид -, сульфат-,
карбонат-ионы, ион аммония).

4.3

Получение
газообразных
веществ.
Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый
газ, аммиак).

4.4

Получение и изучение свойств изученных
классов неорганических веществ

4.5

Проведение расчётов на основе формул и
уравнений реакций

4.5.1

Вычисления массовой доли химического
элемента в веществе.

4.5.2

Вычисление
массовой
доли
растворённого вещества в растворе

4.5.3

Вычисление количества вещества, массы
или объёма вещества по количеству
вещества, массе или объёму одного из
реагентов или продуктов реакции

4

Химия и жизнь
5

5.1

Проблемы безопасного использования
веществ и химических реакций в
повседневной жизни

5.2

Химическое загрязнение
среды и его последствия

5.3

Человек в мире веществ, материалов и
химических реакций

окружающей

ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Название практической работы
Практическая
работа
№
1
«Получение и свойства металлов»

Практическая работа № 2
«Решение экспериментальных
задач по теме «подгруппы азота и
углерода»»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Урок
№ 18
Урок
№ 29

Практическая работа № 3
«Решение экспериментальных
задач по теме «Подгруппа
кислорода»»

Урок

Практическая работа № 4
«Получение, собирание и
распознавание газов»

Урок

№ 41

№ 42

март

апрель

май

ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Название контрольной работы
Контрольная работа № 1 по теме
«Металлы»

Контрольная работа № 2 по теме
«Неметаллы»

Контрольная работа № 3 по теме
«Органические вещества»

Контрольная работа № 4 по курсу
химии 9 класса

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Урок
№ 20
Урок
№ 44
Урок
№ 58
Урок
№ 67

Паспорт

фонда оценочных средств
по учебному предмету «ХИМИЯ»

9 класс

№
п/п

Контролируемые разделы
(темы) предмета*

1.

Повторение основных вопросов

2.

Металлы

Наименование
оценочного средства

Проверочная работа № 1 по теме
“Повторение основных вопросов курса
курса 8 класса и введение в курс 9 8 класса. Введение в курс 9 класса».
класса
О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин
Контрольные и проверочные работы к
учебнику «Химия». 9 класс. М. Дрофа
Контрольная
работа
№1
тема:
«Металлы» О.С. Габриелян, П.Н.
Берёзкин Контрольные и проверочные
работы к учебнику «Химия». 9 класс.
М. Дрофа А. С. Корощенко. ОГЭ 2017.
Химия. 9 класс. Государственная
итоговая аттестация (в новой форме).
Типовые тестовые задания.
https://chem-oge.sdamgia.ru/

3.

Практикум №1 Свойство металлов Практическая работа №1 тема:
и их соединений
«Осуществление цепочки химических
превращений». О.С. Габриелян. 9
класс. «Химия» стр. 125

4.

Практическая работа №2 тема:
«Получение и свойства соединений
металлов». О.С. Габриелян 9 класс
«Химия» стр. 125-126

5.

Практическая работа №3 тема:
«Экспериментальные
задачи
по
распознаванию
и
получению
соединений металлов» О.С. Габриелян.
9 класс. «Химия» стр. 127- 128

6.

Неметаллы

Контрольная
работа
№2
тема:
«Неметаллы». О.С. Габриелян, П.Н.
Берёзкин Контрольные и проверочные
работы к учебнику «Химия». 9 класс.
М. Дрофа

2. https://chem-oge.sdamgia.ru/
7.

Практикум № 2 «Свойства
неметаллов и их соединений».

Практическая работа №4 тема:
«Экспериментальные задачи по теме
«Подгруппа
кислорода»».
О.С.
Габриелян. 9 класс. «Химия». стр. 259260

8.

Практическая работа №5 тема:
«Экспериментальные задачи по теме
«Подгруппа азота и углерода»». О.С.
Габриелян. 9 класс. «Химия». стр. 260262

9.

Практическая работа №6 тема:
«Получение,
собирание
и
распознавание газов». О.С. Габриелян.
9 класс. «Химия». стр. 262- 265

10.

Органические соединения

Контрольная
работа
№3
тема:
«Органические соединения». О.С.
Габриелян,
П.Н.
Берёзкин
Контрольные и проверочные работы к
учебнику «Химия». 9 класс. М. Дрофа

11.

Итоговая контрольная работа за

1.О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин
Контрольные и проверочные работы к
учебнику «Химия». 9 класс. М. Дрофа

курс 9 класса.
Всего 12 оценочных средств

9 класс. Контрольная работа 1
по теме «Металлы и их соединения»
1. Электронная формула атома лития:
А. 1S 2 2S 2 Б. 1S22S1. B. 1S2 2S2 2p1. Г. 1S 2 2S 2 2p6 3S1.
2. Электронная формула внешнего энергетического уровня атомов
щелочных металлов:
А. ns 1.
Б. ns 2.
В. Ns 2 np1.
Г. ns2 np2
3. Вид химической связи в простом веществе натрий:
А. Ионная
Б. Ковалентная полярная
В. Ковалентная неполярная
Г. Металлическая
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими
свойствами:
А. Алюминий.
Б. Бор.
В. Галлий.
Г. Индий.
5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда
ядра:
А. Изменяется периодически.
Б. Не изменяется.
В. Увеличивается.
Г. Уменьшается.
6. Атом кальция отличается от иона кальция:
А. Зарядом ядра.
В. Числом протонов. Г. Числом нейтронов.
Б. Числом электронов на внешнем энергетическом
уровне.
7. Наиболее энергично реагирует с
водой:
А. Барий. Б. Кальций. В. Магний. Г.
Стронций.
8. С соляной кислотой не
взаимодействует:
А. Алюминий. Б. Магний. В. Серебро. Г. Цинк.
9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула
которого:
А. BaSO4. Б. NaOH. B. KCl(p-p).
Г. NaNO3 (p-p).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
А. HCl, CO2, CO.
Б. Cl2, CuCl2, HCl.
B. H2, O2, CaO.
Г. SiO2, HCl, S.
11. Сталь – это сплав:
А. марганца с хлором, Б. никеля с кремнием,
В. фосфора с серой, Г. железа с углеродом.
12. Реагирует с водой при комнатной температуре:
А. железо, Б. цинк,
В. медь, Г. кальций.
13. Широко используется в электротехнике:
А. железо, Б. медь,
В. литий, Г. кальций.
14. Не реагирует с водой даже при нагревании:
А. магний, Б. цинк,
В. железо, Г. медь.

15. Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Na:
А. не изменяются, Б. ослабевают,
В. усиливаются, Г. изменяются периодически.
16. Бронза – это сплав:
А. цинка с оловом, Б. алюминия с марганцем,
В. железа с фосфором, Г. меди с оловом.

Ответы: 9 класс К.р. № 1
1 2 3 4 5
6
7
8 9 10
Б А Г А В Б А В Б Б

11 12
Г Г

13
Б

14
Г

15
В

16
Г

9 класс. Контрольная работа 2
по теме «Неметаллы»
1. Электронная формула атома
фосфора:
А) 1s22s22p4
Б)
2 2
6
2
2
3
2 2
6 2
3
1s 2s 2p
В) 1s 2s 2p
Г)1s 2s 2p 3s 3p
2. Определите вещество, с которым оксид серы (VI) не будет
взаимодействовать.
А) гидроксид кальция Б) оксид бария
В)
вода Г) оксид углерода (IV)
3. Выберите формулу
аммиака:
А)
N2
Б) NO2
В) NH3
Г)
HNO3
4. Какое вещество
называется “бурый газ”:
А)
NO
Б) NH3
В) NO2
Г)
N2
5. При взаимодействии
растворов каких веществ образуется осадок
А)
LiNO3 и Na2CO3; Б) Al2(SO4)3 и K3PO4 В) Na2CO3 и НNO3; Г) AgNO3 и HF
6. Какова степень окисления азота в азотной
кислоте?
А) +1
Б)
+3
В) + 4
Г)
+5
7. Коэффициент перед формулой воды в
уравнении реакции, схема
которой:
NH3 + О2 = N2 + H2O
раве
н:
А) 2
Б) 7
В) 6
Г) 3
8. Гашеная известь
имеет формулу:
А)
NaOH
Б) KOH
В) Ca(OH)2 Г) Al(OH)3
9. Укажите сумму коэффициентов в полном ионном уравнении
реакции:
Na2CO3 +
H2SO4
А) 11
Б)
12
В) 13
Г) 14
10. Какое вещество называется “известковая
вода”:
А) CaO
Б) CaC
O3
В) Ca(OH)2 Г) Ca(HCO3)2
11. При
взаимодействии растворов каких веществ образуется
газ
А) LiNO3 и Na2CO3; Б) Al2(SO4)3 и
K3PO4 В) Na2CO3 и НNO3; Г) AgNO3 и HF
12. Какова
степень окисления азота в
аммиаке?
А) -3
Б)
+3
В)+ 4
Г) +5

13. Качественная реакция на
барий- ион:
А) HCl
Б)
KOН В) AgNO3 Г) Н2SO4
14. Символ элемента, образующегося простое вещество – неметалл:
А) Br. Б) Mg. В) Fe. Г) Cu.
15. Простое вещество сера взаимодействует с каждым из веществ
группы:
А) H2SO4, O2, H2O. В) O2, Mg, H2.
Б) Ca, O2, NaOH. Г) H2O, N2, KOH.
16. Ион СО32- можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:
А) Катион аммония. В) Гидроксид – ион.
Б) Катион водорода. Г) Катион натрия.
Ответы: 9 класс К.р. №2
1 2 3
Г Г В

4 5
6
В Б;В Г

7 8
В В

9 10 11 12
А В В А

13
Г

14
А

15
В

16
Б

9 класс. Контрольная работа 3
по теме «Органические соединения»
1.Органическим веществом является.
А. Вода. Б. Гидроксид натрия. В. Глюкоза. Г. Серная кислота.
2. Общая формула предельных углеводородов.
А. CnH2n. Б. CnH 2n- 2.
В. CnH2n+2.
Г.CnH2n+1.
3.Формула ацетиленового углеводорода, содержащего 5 атомов углерода:
А. C5H8. Б. C5H10.
В. C5H12.
Г. C5H14.
4.Гомологом метана является вещество, формула которого:
A. CH 3-CH3; Б.CH2=CH-CH3; В.CH2= CН-CH3 Г.CH3COOH
5. Объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании 2 л пропана:
А. 2 л.
Б. 4 л.
В. 6 л .
Г. 8 л.
6. Ацетилен не взаимодействует с веществом, формула которого:
А. C3H8.
Б. Br2.
В. H2O.
Г. H2.
7.Для ацетилена характерной является реакция:
А. Дегидратации. Б. Дегидрирования. В. Гидратации. Г. Диссоциации.
8.Свойство не характерное для глюкозы:
А.Проводит электрический ток в растворе.
Б. Сладкая
на вкус.
В.Хорошо растворима в
воде.
Г.Являе
тся твердым веществом.
9. Установите соответствие.
Класс соединения:
1. Одноатомные спирты.
2. Карбоновые кислоты.
3.
Альдегиды. 4.Предельные углеводороды.
Формула. А. CH2 -COOH.
Б.CH3-CH2 -OH
В. C5H12 Г. H-C=O
\H
10.Тип гибридизации атомных орбиталей атомов углерода в молекулах
алканов
А. sp Б. sp2 В. sp3
11.Значение валентного угла при С-атоме в алканах
А. 120° Б. 180° В. 109°28' Г. 90°
12.Укажите ряд в котором записаны только формулы алканов.
А. C2H6, C8H18, C7H14
Б. C2H6, C4H6, C5H12
В. CH4, C5H10, C3H6
Г. C3H8, C4H10, C6H14
13.Укажите алкан, молекула которого содержит шесть атомов углерода.
А. C6H12 Б. C6H13 В. C6H10 Г. C6H14
14. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 –
ОН, являются
А. гомологами;
Б. изомерами; В.
полимерами; Г. пептидами.
15.
Продуктом гидратации этилена
является:
А. спирт;
Б.

кислота;
В. альдегид;
Г. алкан.
Ацетилен принадлежит к гомологическому
ряду:
А. алканов;
аренов; Г. Алкенов

Ответы: 9 класс К.р. №4
1 2 3
4
5
6 7 8 9
10
В В А А В А В А 1-Б В
2-А
3-Г
4-В

11
В

12
В

13
Г

16
Б. алкинов;

14 15 16
Б А Б

В.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по
химии
1. Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности,
литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности,
при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся
не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но
задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в
решении;
- отсутствие ответа на задание.
3. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного
отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные
наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются
чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются
реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены
несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и
оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не
может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные
умения.

4. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в
тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные
в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами
аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
5. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна
существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько
существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо
учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения
каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для
периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать
для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».