Рабочая программа воспитания начального общего образования_подписано_подписано

Тумаева
Олеся
Викторов
на

Подписан: Тумаева Олеся
Викторовна
DN: C=RU, O=МБОУ ООШ с.
Волочаевка, CN=Тумаева
Олеся Викторовна,
E=puzyriova63@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение:
Волочаевка
основнаяс.общеобразовательная
школа с. Волочаевка
Дата: 2023.02.13 14:42:16+09'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.

Утверждаю
Директор________________Тумаева О.В.
.

Тумаева
Олеся
Викторовна

Подписан: Тумаева Олеся
Викторовна
DN: C=RU, O=МБОУ ООШ с.
Волочаевка, CN=Тумаева Олеся
Викторовна,
E=puzyriova63@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: с. Волочаевка
Дата: 2023.02.06 16:32:22+09'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. Волочаевка , 2022

Анализ организуемого в школе воспитательного процесса.
МБОУ ООШ с.Волочаевка расположено на территории сельского поселения
«Андронниковское» Нерчинского района Забайкальского края.
Образовательное учреждение было открыто в феврале 1992 года, до этого времени
на селе существовала начальная школа. Рост контингента учащихся, трудности с
организацией подвоза привели к необходимости открытия 9-летней школы.
В настоящее время – это не просто образовательное учреждение, но явление
культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь
поселения. Школа является центром жизни села, единственным очагом развития и
воспитания детей.
Особенности социального окружения:
На территории с/п «Андронниковское», помимо школы, расположены сельская
администрация, сельская библиотека, сельский клуб, медпункт.
Источники положительного влияния на детей:
Школа находится примерно в 50 километрах от районного центра – Нерчинска,
расположено в сельской местности. Мобильная связь в селе присутствует, но низкого
качества – отсутствует возможность интернет-соединения. Дети села не развращены теми
факторами, которые есть, например, у городских детей: кафе, бары, зависимость от
телефонов и интернета, алкоголь и другие. В школе есть пришкольный участок, где
ежегодно летом учащиеся совместно с работниками школы выращивают овощи для
собственного питания зимой. Вообще большинство детей с детства приучены к
сельскохозяйственному труду, так как практически каждая семья имеет личное подсобное
хозяйство.
Источники негативного влияния на детей:
Негативное влияние на образовательную ситуацию в школе оказывают различные
факторы: социально-экономические проблемы родителей (низкий уровень жизни,
пьянство, безработица, жилищные проблемы, бытовая неустроенность). Социальный
паспорт школы фиксирует особенности семей образовательной организации: большинство
родителей не имеют высшего образования, характеризуются низким достатком.
Профессиональный статус семей достаточно низкий. Нежелание родителей заниматься
воспитанием детей в полной мере приводит к слабой мотивации детей к обучению.
Значимые партнёры школы:
МБОУ ООШ с.Волочаевка находится в постоянном контакте с социальными
организациями села: сельская администрация, библиотека, клуб, медпункт. В течение

всего года организуются и проводятся различные мероприятия. Также школа находится в
социальном партнёрстве со школами с.Савватеево, Пешково и школой №1 г.Нерчинска.
Особенности контингента учащихся:
Школу с.Волочаевка посещают дети из трёх сёл: Волочаевка, Андронниково,
Котельниково.
В 2021-2022 учебном году в школе обучается 34 учащихся.
Сведения об учащихся:


Количество детей-сирот – 2.



Количество опекаемых детей – 2.



Количество детей-инвалидов – 0.



Количество детей, находящихся на индивидуальном обучении на дому – нет.



Количество детей, обучающихся по АООП для детей с ОВЗ (умственная
отсталость) – 2.



Количество учащихся, состоящих на внутришкольном контроле – 6.



Количество детей, состоящих на учёте в ПДН РОВД г.Нерчинска – 1.

Сведения о семьях:


Общее количество семей – 26



Количество малообеспеченных семей – 10



Количество многодетных семей – 7.



Количество семей, находящихся в социально опасном положении – 2.

Процесс воспитания в МБОУ ООШ с.Волочаевка основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:


неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,

соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в школе;


каждого

ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
обучающегося

и взрослого,

без

которой

невозможно

конструктивное

взаимодействие обучающихся и педагогических работников;


реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе

детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических
работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями
и доверительными отношениями друг к другу;


организация основных совместных дел обучающихся и педагогических

работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия



его эффективности.
Основные традиции воспитания в МБОУ ООШ с.Волочаевка:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются



ключевые

общешкольные

дела,

через

которые

осуществляется

интеграция

воспитательных усилий педагогических работников;


важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для

воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное

проведение

и коллективный анализ их результатов;


в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления

обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя
до организатора);


в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между

классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся,
а также их социальная активность;


педагогические

работники

школы

ориентируются

на формирование

коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений,

на установление

в них

доброжелательных

и товарищеских

взаимоотношений;


ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,

реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В школе целенаправленно происходит моделирование воспитательных систем
класса, зарождаются

школьные традиции. Школа расширяет воспитательное

пространство, активно взаимодействует с различными социальными партнерами.
Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,

культура,

здоровье,

человек)

формулируется

общая

цель

воспитания

в

общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация

общей

цели

воспитания

применительно

к

возрастным

особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего
образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода
нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как
нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом

людям; уважительно

относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным

социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-

к

самим

себе

как

хозяевам

своей

судьбы,

самоопределяющимся

и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять
большее, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать

коммуникацию

с

окружающими,

увереннее

себя

чувствовать

во

взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и
разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, работающие по школьным
программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать

в

воспитании

детей

возможности

школьного

урока,

поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками;
8) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
9) развивать предметно-эстетическую

среду школы и реализовывать ее

воспитательные возможности;
10) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания МБОУ ООШ с.Волочаевка
осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули
Модуль «Классное руководство»
Блоки

Виды деятельности

Формы

работы,

мероприятия
Работа

с - инициирование и поддержка участия класса в ключевых

делах,

лидерские

классным

общешкольных

коллективом

необходимой помощи детям в их подготовке, сборы;

и

оказание общеклассные

проведении и анализе;
-

организация

интересных

и

полезных

тематические

для классные

часы,

личностного развития ребенка совместных дел с праздники;
учащимися вверенного ему класса;
- игры, экскурсии,
- проведение классных часов;

походы

- сплочение коллектива класса;
- выработка совместно со школьниками законов
класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать
в школе
Индивидуальная - изучение особенностей личностного развития работа

с учащихся класса;

беседы,

наблюдение,

учащимися

анкетирование,
- поддержка ребенка в решении важных для него

тестирование;

жизненных проблем;
- консультации;
- индивидуальная работа со школьниками класса
по выстраиванию

индивидуальной

траектории портфолио

создание
и

развития;

рейтинга учащихся;

- коррекция поведения ребенка

-

тренинги

личностного роста
Работа

с-

учителями,

регулярные

консультации

классного - тренинги, беседы;

руководителя с учителями-предметниками;
- мини-педсоветы;

преподающими в
-

классе

привлечение

учителей

к

участию

во
тематические

-

внутриклассных делах;

проекты;
- привлечение учителей к участию в родительских
родительские

-

собраниях

собрания
Работа

с-

родителями

регулярное

информирование

родителей

о-

тематические

школьных успехах и проблемах их детей, о жизни родительские

учащихся или их класса в целом;

собрания, проекты,

законными

консультации;

представителями

- помощь родителям (законным представителям)
школьников в регулировании отношений между - тренинги, беседы;
ними,

администрацией

школы

и

учителями- мини-педсоветы;

предметниками;
- привлечение

членов семей школьников к

организации и проведению дел класса

-

детско-взрослые

конкурсы,
праздники,
соревнования

Модуль «Школьный урок»
Целевые приоритеты
Установление

Методы и приемы, формы работы

доверительных

отношений Поощрение, поддержка, похвала, просьба,

между учителем и его учениками
Побуждение

школьников

соблюдать

уроке общепринятые нормы поведения

поручение
на Часы общения школьников со старшими и
сверстниками,

соблюдение

учебной

дисциплины, обсуждение норм и правил
поведения

Привлечение

внимания

школьников

к Обсуждение, высказывание мнения и его

ценностному аспекту изучаемых на уроках обоснование, анализ явлений
явлений
Использование
возможностей

воспитательных Демонстрация
содержания

учебного гражданского

предмета

примеров

ответственного,

поведения,

проявления

человеколюбия и добросердечности, через
подбор

соответствующих

текстов

для

чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
Применение на уроке интерактивных форм Интеллектуальные игры, круглые столы,
работы учащихся

дискуссии, групповая работа, работа в парах

Организация шефства мотивированных и Организация
эрудированных

учащихся

над

социально-значимого

их сотрудничества и взаимной помощи

неуспевающими одноклассниками
Инициирование

и

исследовательской

поддержка Реализация обучающимися индивидуальных
деятельности и групповых исследовательских проектов

школьников

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:


Вовлечение школьников в интересную и полезную для них

деятельность, которая предстоит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;


Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п.

детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и
педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу;


создание в детских объединениях традиций, задающих их

членам определенные социально значимые формы поведения;


выраженной

поддержку в детских объединениях школьников с ярко
лидерской

позицией

и

установкой

на

сохранение

и

поддержание накопленных социально значимых традиций;


поощрение

педагогами

детских

инициатив

и

детского

самоуправления.
Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности

происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности

и

дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину
мира: «Развивалочка», «Занимательная химия», «Весёлый французский», «Основы
финансовой грамотности», «Кулинария» и др.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие: «Чудесная
мастерская», «Книга – лучший друг», «Театр и мы», танцевальный курс «Азарт» и др.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда:
«Наш интересный Забайкальский край», «Я познаю мир» и др.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых: «ОФП», «Шахматы», «Настольный теннис», «Азбука здоровья» и др.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений
работать в команде: «Клуб юных знатоков», «Что? Где? Когда?» и др.

Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся МБОУ
ООШ с. Волочаевка осуществляется для повышения педагогической компетенции
родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего
ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком,
готовым трудиться в современном обществе на благо своей страны.
Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач:
1. повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их
знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе;
2. вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную,

культурно-досуговую,

общественно-полезную

и

спортивно-

оздоровительную деятельность;
3. совершенствование форм взаимодействия школа – семья;
4. помощь родителям и детям с ОВЗ.
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

обучающихся

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
-

общешкольный

родительский

комитет,

участвующий

в

управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных

представителей)

вопросы,

а

также

осуществляются

виртуальные

консультации педагогов.
На уровне класса:
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;

- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (законных представителей).

Модуль «Самоуправление»
Основная

цель модуля

«Ученическое

самоуправление» в МБОУ ООШ

с.Волочаевка заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития
управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений,
а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и
социально-значимую деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность
подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт
конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и
коллективную ответственность за свои решения и поступки.
Структура ученического самоуправления школы имеет несколько уровней.
Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом ученическом
классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся возможность раскрыть свои
личностные качества, получить опыт реализации различных социальных ролей в
процессе разработки плана классных дел, подготовки и организации разнообразных
событий класса.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:


через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов и

обеспечивающего организационные, информационные и представительские
функции на уровне школы и внешкольном уровне. Деятельность Совета
старост осуществляется через реализацию следующих функций:
- выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в
работе Управляющего Совета школы;
- участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных
дел, акций, соревнований;
- координация деятельности членов Совета старост и классных Советов
учащихся;
- организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий,
распределение поручений по их проведению;
- организация и контроль дежурства по школе;
- изучение нормативно-правовой документации по деятельности Совета
старост;
- представление интересов обучающихся на заседаниях Совета школы и
педагогического Совета школы;
- участие в рассмотрении вопросов о внесении изменений в Устав школы;
- изучение мнения обучающихся по актуальным вопросам школьной
жизни; - участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся,
занесении на доску Почета;


через работу постоянно действующего школьного актива учащихся,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников,
флешмобов и т.д.).

На уровне классов:


через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его деятельность с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;



через деятельность Советов классов, отвечающих за различные направления
работы, реализуемые в процессе выполнения следующих функций:
- Планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований,
акций;
- Организация дежурства по классу и школе;
- Выпуск и работа классного уголка;

- Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время;
- Представление кандидатур обучающихся для награждения;
- Отчетность о работе Советов классов на сборе обучающихся и Совете
старост школы.
На индивидуальном уровне через:


Участие в планировании, организации и анализе проведенных
общешкольных, внешкольных, классных дел;



Участие в работе органов самоуправления класса и школы;



Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, посадке
деревьев и саженцев, разбивке цветников;



Участие в работе Советов дел по организации соревнований,
конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.;

Анализ индивидуального участия обучающихся во внеурочной деятельности,
общешкольных и классных делах осуществляется через листы достижений.
1. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов, обучающихся и родителей МБОУ ООШ с.
Волочаевка по направлению «профориентационная деятельность» включает в себя
профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации. Задача совместной профориентациооной деятельности педагога, ребёнка
и родителя – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность

обучающихся

школы

к

выбору,

педагоги

актуализируют

его

профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется в МБОУ ООШ с.
Волочаевка через:


циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку

школьника к осознанному планированию и реализацию своего профессионального
будущего;


«Профессия, здравствуй» - 1-4 классы;



диагностика интересов и мотивации детей к игровой деятельности в 1-4

классах;


беседа «Все профессии важны, все профессии нужны» - 1-9 классы;



профориентационные минутки на уроках – 1-4 классы;



экскурсии на предприятия города Нерчинск («Почта России», пожарная

часть, газета «Нерчинская звезда») – 5-9 классы;


конкурсы творческих работ «Мой папа - водитель», «Моя мама - учитель», и

т. д. – 1-5 классы;


«Моё профессиональное будущее», «Новые тенденции в мире профессий»

для 8-9 классов;


мониторинг профессиональной работы, циклы профориентационных игр,

которые проводятся для учащихся с 5-го по 9-й класс на классных часах. Создаются
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический

работник

актуализирует

его

профессиональное

самоопределение.

Организатором выступает классный руководитель. В процессе игр ученик получит
представление о существующих профессиях, о новых профессиях и специальностях,
которые будут востребованы на рынке труда в 2020-2025 годах, о навыках ХХI века; о
значении труда в жизни человека. Научатся: пользоваться различными источниками
информации для изучения мира профессий и труда; ориентироваться в мире профессий;
получат возможность оценивать собственные возможности при выборе профессии – цикл
предпрофильной подготовки обучающихся 8-9 классов.


совместное с классными руководителями изучение интернет ресурсов,

посвященных выбору профессий и учебным заведениям в которых им обучают,
проведение профориентационного тестирования специалистами «Центра занятости
населения Нерчинского района»;


участие в работе всероссийских и региональных профориентационных

проектов (проеКТОриЯ, Билет в будущее), созданных в сети интернет, просмотр лекций,
решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых
уроков;


индивидуальные консультации классного руководителя для школьников и

их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;


виртуальный кабинет профориентации для школьников и родителей с

освещением перечня училищ, колледжей и техникумов Забайкальского края, а также
профильных учебных заведений РФ; психологических рекомендаций и онлайн тестов,
помогающим школьникам определиться с выбором дальнейшего профессионального
пути; видео экскурсии на предприятия, заводы и фабрики РФ; требования к поступлению
в училища, колледжи и техникумы Забайкальского края по итогам приемной компании

предыдущего года. Психологический рекомендации выпускникам и их родителям при
сдаче ОГЭ.
Вариативные модули
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность
гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится
продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей
социума, их гражданственность,

инициативность, ответственность, коллективизм,

целеустремленность.
Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры,
привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего села –
важнейший приоритет воспитательной системы школы. Реализация ежегодных ключевых
дел, жизнедеятельность разновозрастных, разнопоколенных сообществ – реальное
партнерство субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы
«Школа – социокультурный центр села».
Механизмами

усиления

воспитательного

потенциала

выступают

ключевые

общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – акция по очистке реки Урульги «Чистый берег», акция по
очистке местечка «Кислый ключ», акция «Поможем пожилому человеку», акция по
очистке памятников в селе «Помни корни свои».
 Акция «Бессмертный полк»
 праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «Проводы русской зимы»,
«День села», «Новый год», «Ночь накануне Рождества», «Раз в крещенский
вечерок», которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
 спортивные состязания: Нерчинская спартакиада по ОФП, Лыжня России
(Нерчинская параллель), кустовые соревнования по ОФП, районные соревнования
по настольному теннису.
Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, ключевые
дела адаптированы применительно к нашей сельской школе и направлены на воспитание
жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной, умеющей и желающей
строить свою жизнь на селе, трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по
отношению к малой Родине, с чувством ответственности за нее.

Задача непростая и решать ее можно только всем миром, сельским социумом. За
этим наша особая миссия школы – социокультурного центра села, ориентированная на
достижение цели на основе совместных усилий семьи, школы, социума в целом.
На школьном уровне:
Наши праздники, так называемые праздничные дни, - это торжественные
эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов школьных долгосрочных
социально-значимых проектов. В целом эта система Ключевых дел направлена на
познание историко-культурных корней, осознание неповторимости малой Родины, ее
судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников:


общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела: «День
знаний», «День учителя», «День пожилого человека», «День матери», «Новый
год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «День
Победы», «Последний звонок» и другие, в которых участвуют все классы школы;



Акция «Посади дерево», акция-проект «Окна Победы», акция-проект «Новогоднее
окно».



Ежегодный субботник по очистке пришкольной территории.



церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, за значительный вклад в развитие школы. Это способствует
поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных
отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия
и уважения друг к другу.
На уровне классов:



выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;



участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;



проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:



вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);



индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;



наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;



при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Модуль «Детские общественные объединения»
Детско-юношеское общественное объединение «Школьное сообщество» является

массовым и добровольным объединением обучающихся МБОУ ООШ с.Волочаевка. Его
правовой основой является Федеральный Закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
«Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении «Школьное сообщество»
осуществляется через:
- поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на соблюдении
принципов добровольности, системности, поддержки инициативы, принципа «право на
ошибку», сотрудничества и принципа «естественного роста»;
- организацию общественно полезных дел и социально значимых практик, дающих
возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, школе, обществу в целом.
Деятельность объединения реализуется в следующих направлениях деятельности:
Волонтерство:


р

азвитие волонтерского движения в школе (оказание помощи пожилым людям,
экологические акции внутри села);

ормирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

ф

Нравственно-правовое направление:


и

зучение ПДД, овладение практическими навыками безопасного поведения на улицах и
дорогах;


у

частие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и мероприятиях, проводимых в рамках
детского творчества;


п

роведение массово-разъяснительной работы по пропаганде безопасности дорожного
движения;


о

казание помощи ОО в воспитании у учащихся чувства личной ответственности за
сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров;


п

ротивопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди
детей и подростков;


п

ропаганда традиций и истории пожарной охраны и добровольного общества
пожарных;


с

одействие ОО в работе по предупреждению детской безнадзорности и профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних;


у

частие в смотрах наглядного материала, фестивалях, конкурсах и соревнованиях;


у

глубленное изучение законов, нормативных актов, знакомство с оперативнотехническими средствами ОВД,
Спортивно-оздоровительное направление:


участие в организации спортивных событий и соревнований;



представление школы на соревнованиях различного уровня.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребёнка предметно-эстетическая среда МБОУ ООШ с. Волочаевка,

при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,

способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребёнком школы.
Воспитывающее влияние на ребёнка осуществляется через следующие формы
работы с предметно-эстетической средой школы.
1.Оформление интерьера школьных помещений (коридора, классов и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия:
- День знаний;
- День учителя;
- День матери;
- Новый год;
- День Победы;
- Последний звонок;
-лагерь дневного пребывания;
- мотивационные плакаты;
- уголок безопасности;
- уголок здоровья.
2.Размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в МБОУ ООШ с.
Волочаевка (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах и
т.п.):
- конкурс рисунков;
- выставка фоторабот;
- стендовая презентация;
- подготовка к ГИА.
3.Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей:
- акция «Посади дерево»;
- акция «Посади цветок – укрась планету»;
- акция «Школьный огород».
4.Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои

творческие способности и создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми:
- классные уголки;
- уголок по пожарной безопасности;
-уголок по правилам дорожного движения;
- уголок здоровья;
- уголок творческих работ (начальное звено).
5.Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, торжественных линеек, выставок, собраний,
конференций и т. п.):
- создание фотозоны к традиционным школьным праздникам;
- оформление коридора школы, входной двери: плакаты, стенгазеты, коллажи и
т.п.;
- проект «Окно Победы»;
- проект «Новогоднее окно».
6.Акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты и т.п.) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах:
- стенд «Спортивная жизнь школы»;
- стенд «Гордость нашей школы».
Размещение

в

коридоре

школы

всей

необходимой

информации

для

обучающихся, родителей, гостей школы: стенды «Расписание уроков», «Внеурочная
деятельность», «Коллектив школы», «Успехи школы», «Важная информация» и другое.
Предметно-эстетическая среда в нашей школе:
- играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником
культурного развития;
- формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива;
- отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и
детей;
- создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения.

Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы (организованной
рабочей группы педагогов) с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации МБОУ ООШ с.Волочаевка) внешних экспертов.
Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы в школе,
являются:

 принцип

гуманистической

направленности

самоанализа

(уважительное

отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам);

 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение
неколичественных его показателей, а качественных - таких как содержание и
разнообразие

деятельности,

характер

общения

и

отношений

между

обучающимися и педагогическими работниками);

 принцип развивающего характера самоанализа (использование результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности);


принцип

разделенной

ответственности

за

результаты

личностного

развитияобучающихся (понимание того, что личностное развитие обучающихся
- это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся).
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№

Направлени

п/

е

Критерии

п
1

Способ

Ответственны

Оценочный

получения

е

инструментари

информации

й

Результаты

Динамика

Педагогическое

воспитания,

личностного

наблюдение

социализаци

развития

протокол МО – заместитель

и

и обучающихс

саморазвития я

наличие

каждого проблем)

Классные

Методика

(в руководители,

Капустина

директора

Н.П.

обучающихс

класса

я
2

Состояние

Наличие

Беседы

с Заместитель

Анкеты

совместной

интересной,

обучающимися

директора

(опросы)

деятельности

событийно

и

обучающихс

насыщенной

родителями,

я и взрослых

и личностно педагогическим

их Классные

для

учащихся

и

руководители,

родителей

по

Активные

итогам

развивающей и работниками, родители

проведения

совместной

воспитательных

лидерами класса

деятельности и

школы,

обучающихс

протокол

я и взрослых

или

(в

мероприятий

МО

педсовещания,
педсовета

–

результаты
качества
воспитания

по

выбранным
показателям)
Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
№ п/п

Показатели

Метод мониторинга

Ответственный

Качество совместной

Анализ динамики отзывов

Классный

деятельности классных

родителей (устных и

руководитель

руководителей и их

письменных)

модуля

1.

классов

2.

Качество реализации

Анализ динамики результатов

Заместитель

личностно развивающего

поведения и активности

директора, учителя-

потенциала школьных

учащихся на уроках, ВШК

предметники

Качество организуемой в

Анализ динамики результатов

Заместитель

школе внеурочной

внеурочной деятельности (по

директора, педагог -

деятельности

возможности творческие

организатор

уроков

3.

отчеты)

4.

Качество взаимодействия

Анализ динамики охвата

Классный

школы и семей

детей/родителей и

руководитель

обучающихся

результативности
проведенных совместных
мероприятий

5.

Качество воспитательной

Динамика показателей отчета

Заместитель

работы классных

классного руководителя по

директора, классные

руководителей

установленной форме

руководители

Качество

Анализ динамики

Классный

существующего в школе

продуктивной активности

руководитель

детского самоуправления

обучающихся в
жизнедеятельности класса
(школы)

6.

Качество

Анализ динамики охвата

Заместитель

профориентационной

учащихся и результативности

директора, педагог-

работы

проведенных мероприятий

организатор,
классные
руководители

7.

Качество проводимых

Анализ динамики результатов

Заместитель

общешкольных

анкетирования участников

директора, педагог -

ключевых дел

8.

организатор

Качество работы

Анализ динамики результатов

Классные

школьных объединений

проведенной работы

руководители,
ответственные
учителя

9.

10.

Качество работы

Отчет о наличии

Классный

школьных СМИ

содержательной информации

руководитель,

о трансляции воспитательной

ответственный

практики

учитель

Качество организации

Информация о наличии и

Заместитель

предметно-эстетической

выполнении паспорта

директора, классные

среды школы

развития кабинета;

руководители

Информация о наличии
функциональных зон

активного и тихого отдыха в
свободном пространстве
школы
Результаты мониторинга воспитательной деятельности за учебный год обобщаются
и представляются на педагогическом совете школы для планирования работы в
следующем учебном году.
Система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции школьников МБОУ ООШ с.Волочаевка решает следующие воспитательные
задачи:


формирование у школьников активной жизненной позиции;



вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие

в ней.
В МБОУ ООШ
и проявления

с.Волочаевка система

поощрения социальной

успешности

активной жизненной позиции

учеников организована

как система

конкурсов, объявляемых в начале учебного года:


«Ученик года»;



«Лучший спортсмен года»;



«Самый классный класс»;



«Учитель года»;



«Самый классный классный»;



«Самый активный родитель».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация достижений участников
осуществляется в виде портфолио в течение учебного года. Итоги подводятся в конце
учебного

года.

Обсуждение

кандидатур

осуществляет педагогический

совет

и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение
о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Портфолио конкурсанта должно включать:


артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии

призов и т. д.;


артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или

фото изделий и т. д.

Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ ООШ с.Волочаевка:
1.

Публичность

поощрения –

информирование

всех

учеников

школы

о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа
школьников.
2.

Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением

о награждениях.

Ознакомление

школьников

и их родителей

с локальным

актом

обязательно.
3.

Регулирование частоты награждений – награждения по результатам

конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4.

МБОУ

ООШ

с.Волочаевка

использует

сочетание

индивидуального

и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников к преодолению
межличностных противоречий между получившими награду и не получившими ее.
5.

Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены

на уровни и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие системы
поощрения.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МБОУ ООШ с.Волочаевка:


объявление благодарности;



награждение грамотой;



вручение сертификатов и дипломов;



занесение фотографии активиста на доску почета;



награждение ценным подарком.

Информирование
ребенка МБОУ

ООШ

родителей

(законных

представителей)

с.Волочаевка осуществляется

о поощрении

посредством направления

благодарственного письма.
Информация

о предстоящих

торжественных

процедурах

награждения,

о результатах награждения размещается на стенде в коридоре здания школы, на сайте
школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».