РП_ОРКСЭ_2023-2024 год

Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Забайкальского края
Управление образования администрации муниципального района
«Нерчинский район»
МБОУ ООШ с. Волочаевка

Рассмотрено
Методическим Советом
___________ /Распопина Н.А./
Протокол № ___1___
от «31» августа 2023_ г.

Согласовано
Заместитель директора
___________ /Распопина Н.А./

Утверждено
Директор
___________ /Кузнецова Е. А./
Приказ № 95
от «1» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР)
4 КЛАСС

Составитель:
Спирёва И. В.,
учитель начальных классов

с. Волочаевка, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» для 4 класса создана на основе следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего образования».
4. Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении
санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID – 19»).
5.
Профессионального
стандарта
педагога,
утвержденного
Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательных учреждений».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям
в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки от 24.11.2011 г.
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием».

9. Рекомендаций Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об
оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием».
10. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17
марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности
в организациях, реализующих образовательные программы начального
образования и дополнительные общеобразовательные программы, в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции на
территории Российской Федерации».
11. Рекомендаций Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020
года № 02/9060 – 2020 – 24 «О направлении рекомендаций по
организации работы
образовательных организаций в условиях
распространения (COVID – 19»).
12. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД – 83/05 «О
разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного
процесса в условиях усиления санитарно – эпидемиологических
мероприятий».
13. Письма Минпросвещения РФ от 12.08.2020 г. № ГД – 1192/03 и
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 12.08.20 г. № 02/16587 – 2020 – 24 «Об
организации работы общеобразовательных организаций».
14. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю
от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений
по организации образовательной деятельности в образовательных
организациях в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID – 19»).
15. Учебного плана МБОУ ООШ с. Волочаевка.
16. Основы мировых религиозных культур. Рабочая программа.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 4-5 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций /
А.Я.Данилюк — М.: Просвещение, 2012 г.

Цель изучения курса:
развитие представлений о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

формирование
готовности
к
нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами религиозной морали,
понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;

формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об
исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России; становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Основными образовательными задачами курса являются:


знакомство обучающихся с основами мировых религиозных

культур;
развитие представлений младшего подростка о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в
полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы - 2023– 2024 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с
примерной программой, обоснование изменений и структурной
перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного
материала: нет.

Общая характеристика факультативного курса
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
(Основы мировых религиозных культур)
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие
у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значения в жизни современного
общества,
а
также
своей
сопричастности
к
ним. Основные
культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция»,
«мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются
объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса
(религиозную или нерелигиозную). Учебный курс создаёт начальные условия
для освоения обучающимися российской культуры как целостного,
самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного,
культурного многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ведётся в 4 классе
МБОУ ООШ с. Волочаевка за счёт часов из части, формируемой
участниками образовательного процесса.
На каждую учебную неделю выделяется по 1 уроку.
Данная программа ориентирована на 4 класс, рассчитана на 34 учебных
недели, из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа.

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
1.
Основы мировых религиозных культур: учебник
для
общеобразовательных учреждений 4 класс УМК «Школа России» под ред.
А.Я.Данилюк - М: Просвещение, 2012.
2.
Основы мировых религиозных культур. Рабочая программа.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 4-5 классы: пособие
для учителей общеобразовательных организаций / А.Я.Данилюк — М.:
Просвещение, 2012 г.
Дополнительные пособия для учителя

1. Книга для родителей. А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012 г.
Экранно – звуковые пособия
1. Основы мировых религиозных культур и светской этики: 4 класс.
Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2014.
2. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
3. Видеофильмы в соответствии с программой обучения.

1.
2.

Интернет – ресурсы
http://shkola8elabuga.ucos.ru
http:// 1-4.prosv.ru

Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы:
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные:
 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
 знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 формирование
первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
 осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства ее осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа,
синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
 воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.


Содержание факультативного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(Основы мировых религиозных культур)
Россия – наша Родина (1 ч.)
Культура и религия (23 ч.)

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их
основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира.
Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
3.
Любовь и уважение к Отечеству (10 ч.)

Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
На уроках модуля «Основы мировых религиозных культур» основными
видами деятельности являются чтение, словарная работа, пересказ, беседа,
работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с
источниками информации, запись при чтении, участие в учебном диалоге,
подготовка творческих проектов.
1.
2.

Тематическое планирование
№
Тема урока
п/п
Раздел 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества.
1

Россия – наша Родина
Раздел 2 Основы мировых религиозных культур

Культура и религия
Культура и религия
Возникновение религий. Древнейшие верования
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран
Хранители предания в религиях мира
Человек в религиозных традициях мира
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния. Рай и ад
11 Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния. Рай и ад
12 Искусство в религиозной культуре
13 Искусство в религиозной культуре
14 Священные сооружения.
15 Священные сооружения.
16 Религии России
17 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
18 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
19 Календари религий мира. Праздники в религиях мира
20 Праздники в религиях мира
21 Праздники в религиях мира
22 Семья, семейные ценности
23 Семья, семейные ценности
24 Долг, свобода, ответственность, учение и труд
Раздел 3 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России
25 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий
26 Подготовка творческих проектов
27 Подготовка творческих проектов
28 Подготовка творческих проектов
29 Подготовка творческих проектов
30 Подготовка творческих проектов
31 Подготовка творческих проектов
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Кол-во
часов
1 ч.

1
23 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч.
1
1
1
1
1
1
1

32

33

34

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как
я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», Как я
понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое
этика», «Значение религии в жизни человека и общества»,
«Памятники религиозной культуры»…
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое
отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое
отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои
России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»…
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во
имя гражданского мира и согласия»

1

1

1

Лист внесения изменений и дополнений

Дата
внесения
изменений

Содержание

Реквизиты
документа
(дата, №
приказа)

Подпись
лица,
внёсшего
запись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».