Министерство Просвещения Российской Федерации Министерство образования и науки Забайкальского края Управление образования администрации муниципального района «Нерчинский район» МБОУ ООШ с. Волочаевка Рассмотрено Методическим Советом ___________ /Распопина Н.А./ Протокол № ___1___ от «31» августа 2023_ г. Согласовано Заместитель директора ___________ /Распопина Н.А./ Утверждено Директор ___________ /Кузнецова Е. А./ Приказ № 95 от «1» сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР) 4 КЛАСС Составитель: Спирёва И. В., учитель начальных классов с. Волочаевка, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса создана на основе следующих нормативноправовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования». 4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19»). 5. Профессионального стандарта педагога, утвержденного Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544. 6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». 8. Рекомендации Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием». 9. Рекомендаций Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием». 10. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». 11. Рекомендаций Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060 – 2020 – 24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения (COVID – 19»). 12. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД – 83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно – эпидемиологических мероприятий». 13. Письма Минпросвещения РФ от 12.08.2020 г. № ГД – 1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20 г. № 02/16587 – 2020 – 24 «Об организации работы общеобразовательных организаций». 14. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19»). 15. Учебного плана МБОУ ООШ с. Волочаевка. 16. Основы мировых религиозных культур. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 4-5 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.Я.Данилюк — М.: Просвещение, 2012 г. Цель изучения курса: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными образовательными задачами курса являются: знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Особенности класса – общеобразовательный. Сроки реализации программы - 2023– 2024 учебный год. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет. Общая характеристика факультативного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» (Основы мировых религиозных культур) Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ведётся в 4 классе МБОУ ООШ с. Волочаевка за счёт часов из части, формируемой участниками образовательного процесса. На каждую учебную неделю выделяется по 1 уроку. Данная программа ориентирована на 4 класс, рассчитана на 34 учебных недели, из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплекс 1. Основы мировых религиозных культур: учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс УМК «Школа России» под ред. А.Я.Данилюк - М: Просвещение, 2012. 2. Основы мировых религиозных культур. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 4-5 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.Я.Данилюк — М.: Просвещение, 2012 г. Дополнительные пособия для учителя 1. Книга для родителей. А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012 г. Экранно – звуковые пособия 1. Основы мировых религиозных культур и светской этики: 4 класс. Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2014. 2. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. 3. Видеофильмы в соответствии с программой обучения. 1. 2. Интернет – ресурсы http://shkola8elabuga.ucos.ru http:// 1-4.prosv.ru Планируемые результаты изучения курса В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы: универсальные учебные действия как основа умения учиться. Предметные: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Содержание факультативного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы мировых религиозных культур) Россия – наша Родина (1 ч.) Культура и религия (23 ч.) Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. 3. Любовь и уважение к Отечеству (10 ч.) Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. На уроках модуля «Основы мировых религиозных культур» основными видами деятельности являются чтение, словарная работа, пересказ, беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, запись при чтении, участие в учебном диалоге, подготовка творческих проектов. 1. 2. Тематическое планирование № Тема урока п/п Раздел 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 Россия – наша Родина Раздел 2 Основы мировых религиозных культур Культура и религия Культура и религия Возникновение религий. Древнейшие верования Возникновение религий. Религии мира и их основатели Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран Хранители предания в религиях мира Человек в религиозных традициях мира Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад 11 Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад 12 Искусство в религиозной культуре 13 Искусство в религиозной культуре 14 Священные сооружения. 15 Священные сооружения. 16 Религии России 17 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 18 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 19 Календари религий мира. Праздники в религиях мира 20 Праздники в религиях мира 21 Праздники в религиях мира 22 Семья, семейные ценности 23 Семья, семейные ценности 24 Долг, свобода, ответственность, учение и труд Раздел 3 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 25 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий 26 Подготовка творческих проектов 27 Подготовка творческих проектов 28 Подготовка творческих проектов 29 Подготовка творческих проектов 30 Подготовка творческих проектов 31 Подготовка творческих проектов 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кол-во часов 1 ч. 1 23 ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 ч. 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры»… Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»… Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 1 1 1 Лист внесения изменений и дополнений Дата внесения изменений Содержание Реквизиты документа (дата, № приказа) Подпись лица, внёсшего запись